В последние годы наука и технологии в медицине шагнули так далеко, что современные операции уже не ограничиваются стандартным набором хирургических инструментов. Специалисты активно осваивают инновационные методы, предотвращая развитие возможных осложнений. Об этом, а также о способах контроля так называемых факторов риска, "ДП" рассказал заместитель генерального директора по научно-образовательной работе Северо-Западного окружного научно-клинического центра им. Л. Г. Соколова ФМБА России, главный хирург, заведующий кафедрой факультетской хирургии СПбГУ, доктор медицинских наук, профессор Виктор Кащенко.
По словам эксперта, безопасность является основным вектором развития современной хирургической методологии. На это ориентированы и все последние медицинские инновации, которые уже успешно внедрены в практику или ещё только находятся в разработке. Например, на одной из операций по удалению опухоли поджелудочной железы хирурги Северо-Западного окружного научно-клинического центра имени Л. Г. Соколова ФМБА России применили специальные очки дополненной реальности, что позволило увидеть изображение компьютерной томографии прямо на операционном поле.
Заместитель генерального директора по научно-образовательной работе Северо-Западного окружного научно-клинического центра им. Л. Г. Соколова ФМБА России, главный хирург, заведующий кафедрой факультетской хирургии СПбГУ, доктор медицинских наук, профессор Виктор Кащенко
"По сути, пациенту была сделана обычная компьютерная томография. Затем ход исследования загрузили в особые очки с системой той самой дополненной реальности, которой так не хватает порой хирургам. Ведь это позволяет увидеть человека практически насквозь со всеми его индивидуальными особенностями и даёт возможность провести оперативное вмешательство более точно, избегая ошибок. Безопасность, навигация и контроль в данном случае являются ключевыми преимуществами", — подчеркнул Виктор Кащенко.
Однако, эксперт отметил, что не все органы можно оперировать в суперочках. Так, желудок и кишечник нельзя — они "подвижны", а вот поджелудочная железа, надёжно зафиксированная окружающими тканями, почки, лор-органы отлично подходят под новую методику. Интересна она может быть и нейрохирургам.
Кроме того, технологию возможно применять в обучении и повышении квалификации. А ещё вполне вероятно, что через какое-то время изображение начнут выводить на монитор — специально для лапароскопических операций.
Точность действий хирурга во время любого оперативного вмешательства сложно переоценить. От неё напрямую зависит и быстрое восстановление пациента. Другой немаловажный фактор, который на это влияет — оценка качества снабжения кровью оперируемого органа, то, насколько хорошо он перфузируется. Здесь на помощь приходит фотоплетизмография — отечественная разработка, позволяющая оценить в лучах фотодиодной лампы состояние кровообращения в процентах. Введения дорогого рентгено-контрастного вещества при этом не требуется.
"В нашей клинике мы прибегали к фотоплетизмографии уже более чем в 50 операциях. Но для того, чтобы оценить степень перфузии, приходилось делать небольшой надрез и извлекать орган. Мы поставили задачу разработчикам сделать прибор, позволяющий провести необходимую диагностику, но уже лапароскопически, при помощи встроенного в эндоскоп сканирующего устройства", — пояснил Виктор Кащенко.
Как рассказал эксперт, над этим идёт работа уже более трёх лет. Решение было найдено, но пока находится в процессе доработки и применяется только в рамках научных исследований. Однако Виктор Кащенко уверен — за лапароскопической фотоплетизмографией будущее.
Это дополнительный информационный канал для хирургов, который важен и необходим, как навигация для пилотов. Потому что, если речь идёт о сложных хирургических вмешательствах, в ходе которых необходимо зашить или сшить органы, ткани, — очень важно сохранить кровообращение. И здесь система безопасности направлена на то, чтобы подтвердить, что сшиваемые органы обладают достаточным уровнем тканевой перфузии.
Самое главное, что ещё предстоит сделать, по словам Виктора Кащенко, — это наладить систему цветопередачи и обработки изображения таким образом, чтобы получать достоверную информацию именно о тех процессах, которые определяют кровоснабжение органа и влияют на конечный результат.
"Мы стараемся сделать, чтобы наши операции были гарантированно безопасными для пациента, поэтому реализован целый комплекс мер, включающий различные организационные мероприятия, реализацию хирургического чек-листа, обязательную проверку исправности всей аппаратуры и оборудования", — подытожил Виктор Кащенко.