Обсуждать пока можно: в Петербурге стартуют нулевые чтения бюджета–2023

Автор фото: Лидия Верещагина

ЗакС 26 августа должен начать обсуждение бюджета–2023. Ни одна поправка в него не пройдёт без согласия губернатора — теперь официально.

Формально нулевые чтения, в рамках которых чиновники рассказывают парламентариям о параметрах бюджета и обсуждают выделение денег на конкретные расходы, стартуют на следующей неделе. Но в пятницу, по информации "ДП", в полузакрытом режиме пройдёт предварительное обсуждение наиболее острых вопросов. Нулевые чтения по сути являются неформальными: никаких прав что–то менять в бюджете у депутатов на этом этапе нет.
Однако теперь депутаты не смогут без согласия Смольного ничего менять и во время формального рассмотрения документа. В прошлом году, сразу после выборов, под лозунги о борьбе с коррупцией народные избранники радостно отказались от "депутатской поправки". Имея в виду бывшие резервные фонды депутатов, которые они распределяли на свои округа, пиарясь на этом и иногда слегка прикарманивая казённые деньги. Однако год назад по факту получилось, что бюджет города впервые в истории был утверждён целиком в редакции Смольного, без какого–либо участия депутатов в его формировании. В этом году такой порядок закреплён де–юре.
В конце 2021 года были приняты поправки в городской закон "О бюджетном процессе", сформировавшие новый орган — Бюджетную комиссию. Её "состав и порядок работы определяются правительством Петербурга", говорит закон, скромно добавляя, что туда должны входить представители ЗакСа. По старой редакции закона бюджетно–финансовый комитет (БФК) городского парламента проводил "экспертизу" поданных депутатами ко второму чтению бюджета поправок и готовил "рекомендации с мотивированным обоснованием необходимости их принятия либо отклонения". При этом на голосование парламента выносились все предложения депутатов.
Теперь же экспертизу депутатских поправок проводит Бюджетная комиссия, а свои рекомендации направляет губернатору. Который на их основании посылает в ЗакС своё заключение. В итоге, как указано в законе, БФК выносит на второе чтение только поправки градоначальника, а также те депутатские, которые глава города поддержал. При этом возможности для депутата самостоятельно внести поправку в обход такого механизма нет.
"Сейчас, в новом созыве, мы стараемся работать с исполнительной властью более организованно и консолидированно, — прокомментировал “ДП” новый подход к формированию бюджета глава БФК Михаил Барышников. — Один из таких механизмов — Бюджетная комиссия, которая наделена полномочиями по рассмотрению и экспертизе материалов, подготовленных ко второму чтению проекта бюджета. Результатом такой совместной работы должно стать более эффективное и прозрачное планирование расходной части бюджета. Раньше депутат или фракция предлагали поправки и их рассматривали во время второго чтения закона о бюджете. Теперь все они идут через Бюджетную комиссию при губернаторе".
"Фактически эта комиссия подменяет собой весь депутатский корпус, — заявил “ДП” депутат Михаил Амосов, заседающий в ЗакСе, с перерывами, со времён Ленсовета. — Вместо открытой дискуссии о бюджете в парламенте её переносят за закрытые двери комиссии, возглавляемой губернатором, который сам же этот бюджет и подготовил. На федеральном уровне ничего подобного, кстати, нет. Но что ещё хуже — теперь ЗакС не утверждает адресную инвестиционную программу. Мы потеряли право, которого добились ещё во времена Собчака. Это полностью разрушает бюджетный процесс".
ЗакС делегировал в состав комиссии четырёх депутатов. Официального документа Смольного о формировании комиссии в правовых базах нет, но, по информации "ДП", от исполнительной власти в ней должно быть шесть чиновников плюс сам губернатор.