ГТЛК залетает на рынок беспилотной логистики

Автор фото: Ваганов Антон

Бурно растущему в мире рынку беспилотной логистики в России мешает развиваться отсутствие крупных вложений и зарегулированность. Приход ГТЛК может изменить ситуацию.

АО "Государственная транспортная лизинговая компания" (ГТЛК) и Фонд поддержки проектов Национальной технологической инициативы зарегистрировали совместное ООО "Беспилотные авиационные системы" — авиакомпанию — оператора беспилотного флота. Об этом сообщила ГТЛК 23 августа.
Новая организация займётся как предоставлением услуг воздушной съёмки и мониторинга, так и перевозкой грузов. Первые тестовые полёты пройдут уже в этом году в труднодоступных регионах страны и Арктике. В субъекты–партнёры, где будет развиваться необходимая наземная инфраструктура, также включили Чукотку, Якутию, ХМАО, Камчатский край и другие. Старт коммерческих рейсов намечен на 2023 год.
Тариф на беспилотную доставку пока не озвучен. По подсчётам, приведённым гендиректором Фонда НТИ Вадимом Медведевым, цена будет ежегодно снижаться, а к 2030 году отправить посылку весом 3 кг на расстояние 10 км будет стоить 300–500 рублей. Согласно прогнозу венчурной компании Levitate Capital, к 2030 году транспортировка беспилотником груза весом более 100 кг обойдётся примерно в $12 по сравнению со $110 в 2020–м.
О намерениях запустить оператора беспилотных перевозок ГТЛК и Фонд НТИ объявили в июне на ПМЭФ–2022. До 2027 года для флота "Беспилотных летательных систем" ГТЛК планирует закупить 400 аппаратов общей стоимостью порядка 5,5 млрд рублей. В этом году компания получит первые шесть дронов. В мире беспилотную логистику активно развивают Amazon, Wing, UPS и другие компании.
В отечественной сфере перевозок дронами пока нет крупных игроков, при этом она довольно сильно зарегулирована. При снятии действующих ограничений потенциал рынка в РФ оценивается более чем в 60 млрд рублей в год с перспективой роста в 3–4 раза за 10 лет, указывает в своём исследовании Центр экономики инфраструктуры. Объём глобального рынка при благоприятных обстоятельствах через 8 лет может достичь $47 млрд.
По словам исполнительного директора агентства "АвиаПорт" Олега Пантелеева, привлечение в сектор такого крупного игрока, как ГТЛК, позволит оживить отрасль в стране. "Сейчас это не столько интересный с точки зрения быстрого возврата средств и высокой рентабельности бизнес, сколько попытка застолбить перспективную нишу и при этом “набить шишки” в режиме опытной эксплуатации — отработать все технические решения, правовую базу и коммерческие отношения с производителями и заказчиками", — считает эксперт. К тому же, добавляет он, ГТЛК так или иначе должна будет поддерживать отечественные проекты по разработке беспилотной техники.