Поддержат избранных: льготные кредиты не станут панацеей для авторынка

Автор фото: shutterstock.com

Минпромторг заявил о возобновлении программы льготного автокредитования. Между тем отечественные дилеры выстроились в очередь за франшизой к китайским производителям.

На госпрограмму льготного автокредитования в 2022 году планируется выделить 10,2 млрд рублей. Это примерно столько же, сколько в 2021-м. Тогда весь бюджет программы, стартовавшей в январе, был выбран уже через пару месяцев. В настоящее время в Минпромторге прорабатывают параметры реализации программы и ожидаемый объём продаж.

Льготам рады в АвтоВАЗе

Тем временем эксперты и участники рынка гадают, насколько сильно могут измениться условия господдержки. Напомним, что последние существенные поправки в программу — "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль" — внесены в "ковидном" 2020–м. Тогда список тех, кто может претендовать на скидку 10% (и 25% на Дальнем Востоке), расширили, включив в него семьи с одним ребёнком (ранее — только многодетные), а также медработников и тех, кто сдал старый автомобиль в трейд-ин в счёт первоначального взноса. Тогда же увеличили и максимальную стоимость машины, которую можно взять в кредит с господдержкой, — с 1 млн до 1,5 млн рублей. И добавили возможность оформить такой заём на электромобиль.
В марте остановилась сборка значительной части иностранных марок на локализованных в России производствах. В простой отправлены и все три автозавода Петербурга (Hyundai, Toyota и Nissan). Все вместе в 2021 году они выпустили более 300 тыс. автомобилей. По данным Петростата, в январе–мае выпуск автомобилей в Северной столице уже упал на 53,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего в стране за 5 месяцев автозаводы выпустили на 56,4% машин меньше — 268 тыс. А за май — так и вовсе 3,7 тыс. штук.
Продукция трёх петербургских автозаводов уже не подпадает под старую версию госпрограммы — например, по стоимости машин. Напомним, что петербургский завод Toyota производит Camry и RAV4, Nissan — кроссовер Qashqai, а также X–Trail и Murano. А предприятие Hyundai — модели Solaris и Creta, а также KIA Rio и KIA Rio X–Line. Думаем, что не ошибёмся, если скажем, что все они стоят дороже 1,5 млн рублей.
Если господдержка по-прежнему будет распространяться только на машины местной сборки, значительного оживления рынка представители отрасли не ожидают. По сути, она коснётся всего двух-трёх производителей легковых автомобилей, включая АвтоВАЗ, который недавно возглавил бывший вице-губернатор Петербурга и экс-министр транспорта Максим Соколов.
В самой компании уже горячо приветствовали сообщения о возможной господдержке. "Всемерную помощь предприятию оказывает профильное министерство федерального правительства. Благодаря такой помощи с июля будет запущена программа льготного кредитования для приобретения автомобилей", — говорится в пресс–релизе АвтоВАЗа.
Возможно, господдержкой могли бы воспользоваться заводы и китайских автобрендов, расположенных в России. Локализованные производства есть, например, у Chery и Haval. Включение в список автомобилей, которые можно купить со скидкой от государства, зависит от локализации производства (за разные этапы в Минпромторге начисляют баллы).

Кредитный рынок восстанавливается

Как бы там ни было, очевидно, что после беспрецедентного подорожания легковых автомобилей в 2021–2022 годах купить машину без кредита в России сегодня могут очень немногие. Возможно, расшевелить рынок сможет и коммерческое автокредитование. Ведь в середине июня Центробанк в очередной раз снизил ключевую ставку — на сей раз до 9,5% (то есть до уровня 27 февраля).
В мае 2022 года (более свежих данных пока нет) средний размер выданных автокредитов в России (и на новые, и на автомобили с пробегом) составил 1,23 млн рублей, подсчитали в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ). Это немного — на 1,1% — больше, чем в апреле (1,21 млн).
"Данный рост был отмечен на фоне некоторого восстановления сегмента автокредитов по отношению к шоковым марту–апрелю. Так, увеличение числа выданных в мае автокредитов составило 53,3% по сравнению с предыдущим месяцем", — подчёркивает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
При этом, по его словам, ситуация в розничном кредитовании "всё ещё остаётся неустойчивой и будет зависеть от дальнейшего развития ситуации в экономике, и в частности от динамики доходов населения".
Автор: "ДП"
Автор: "ДП"
Отметим, что в регионах — лидерах по объёмам кредитования средняя сумма кредита выше, чем в среднем по стране. Так, по итогам мая средний автокредит в Москве составил 1,82 млн рублей, в Московской области — 1,51 млн, в Петербурге — 1,47 млн.

Нам всё параллельно

Тем временем рынок уже начал переход в новую реальность. Часть клиентов ждёт машины в рамках параллельного импорта. Потенциально до 50% покупателей европейских и японских брендов пересядут на "китайцев", полагают эксперты. К автобрендам из Поднебесной фактически уже выстроилась очередь из автодилеров за франшизой.
По данным аналитического агентства "Автостат", на 1 апреля в России действует 733 официальных автомобильных дилера китайских брендов. Самый массовый бренд из КНР в России — Chery (142 дилера). На втором месте — Haval (117 дилерских центов), на третьем — Geely (99). "Если текущий тренд сохранится, то к концу года число дилеров китайских марок может вырасти до тысячи", — прогнозирует директор "Автостата" Сергей Целиков. Ведь содержать пустые салоны бессмысленно, а отгрузки новых партий есть только у китайских и отечественных брендов.
Как рассказали "ДП" в группе компаний "Прагматика", она намерена открыть автосалон по продаже китайской марки Changan в Мурманске. В основном там будут представлены кроссоверы. В "Прагматике" отмечают: эта марка принадлежит государству, что влечёт тщательную систему контроля качества. К тому же для потребителя эти автомобили в нынешних условиях являются доступными по цене.

А был ли дефицит?

Недавно журналисты Autonews.ru обнаружили на логистических терминалах Подмосковья несколько десятков тысяч автомобилей различных марок. В частности, нашлись большие партии Kia калининградской сборки, тысячи китайских Haval и Geely, Mercedes-Benz и Hyundai. Эти кадры шли вразрез с заявлениями автодилеров, говоривших о дефиците легковых автомобилей. Впрочем, сами ретейлеры в ответ заявили, что часть этих машин в резерве, а часть запретили отгружать некоторые импортёры.
В свою очередь в ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) по этому поводу сообщили, что "производство стоит или работает с перебоями, поставок официальных нет, поэтому и дефицит продолжает существовать". Там также полагают, что на этих складах могут находиться как машины из резерва под корпоративные заказы (в том числе для всей страны) так и менее популярные модели. Да и в целом 30 тыс. автомобилей (примерно столько насчитали журналисты) в РОАД оценили как минимальный объём продаж за месяц. Поэтому, по мнению ассоциации, "говорить о глобальном затоваривании складов нет реальных причин".