Санкции не виноваты: ГТЛК взыскала убытки за задержку сдачи судна

Автор фото: shutterstock

ГТЛК продолжает взыскивать серьёзные неустойки с Невского ССЗ за просрочку сдачи сухогрузов для "Полы Райз".

Арбитражный суд Москвы решил взыскать с ООО "Невский судостроительно–судоремонтный завод" неустойку 18,6 млн рублей и почти 119 тыс. евро в пользу АО "Государственная транспортная лизинговая компания" (ГТЛК). Поводом для судебного иска стала задержка сдачи одного из сухогрузов для компании "Пола Райз".
Невский ССЗ (входит в Объединённую судостроительную корпорацию) владеет производственной площадкой в Шлиссельбурге. ГТЛК — крупнейшая лизинговая компания страны, её единственный акционер — Минтранс РФ.
Контракт на строительство и поставку пяти сухогрузов проекта RSD59 для судоходной компании "Пола Райз" верфь и ГТЛК заключили в декабре 2016 года. Судно, ставшее поводом для этого судебного разбирательства, планировалось передать заказчику не позднее 30 сентября 2021 года. При этом по условиям контракта при срыве сроков более чем на месяц неустойка составляла 0,1% от цены сухогруза за каждый день просрочки. Стоимость сухогруза — 4 млн евро плюс 634 млн рублей, следует из мотивировочной части решения суда. Неустойку ГТЛК насчитала за период с 1 октября по 2 декабря 2021 года. Общая сумма составила 202,7 тыс. евро и почти 32 млн рублей. Однако верфь отказалась от оплаты.
Иск о взыскании ГТЛК предъявила в декабре 2021 года. На тот момент стороны оставили судебное разбирательство без комментариев. В ходе рассмотрения дела Невский ССЗ просил в иске отказать, а позднее попросил об уменьшении неустойки.
Отметим, что верфь сослалась на форс–мажорные обстоятельства — санкции США и локдаун, введённый из–за вспышки коронавируса. Однако арбитраж отклонил её доводы. В частности, он отметил: санкции и ограничения сотрудничества с Россией начались весной 2014 года. Поэтому "доводы ответчика о том, что он не мог разумно ожидать наступления соответствующих обстоятельств при заключении контракта либо избежать или преодолеть их, являются необоснованными". Контракт заключён через 2,5 года после введения санкций, говорится в мотивировочной части решения суда, а Невский ССЗ знал все обстоятельства заранее и мог бы вообще не браться за проект.
Довод о том, что пандемия стала обстоятельством непреодолимой силы, суд также отклонил. В частности, он сослался на постановление правительства РФ (№ 434 от 03.04.2020), согласно которому судостроение не внесли в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от эпидемии.
Кроме того, допсоглашение к контракту, которым сроки передачи сухогруза сдвинули, стороны заключали уже в период локдауна. То есть верфи было известно, что происходит "установление обязательных правил поведения при введении повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и прочее".
Вместе с тем арбитраж отметил, что неустойка должна быть соразмерна причинённым последствиям и не должна служить средством обогащения кредитора. По этой причине суд снизил её практически вдвое — до 18,6 млн рублей и почти 119 тыс. евро. Согласно решению суда валютную часть взыскания верфь должна выплатить в рублёвом эквиваленте по курсу ЦБ РФ на день платежа.
Это судебное разбирательство между ГТЛК и верфью стало уже третьим по счёту. Так, в ноябре 2021–го ГТЛК предъявила Невскому ССЗ иск о взыскании 149 млн рублей и 955 тыс. евро за срыв сроков сдачи другого сухогруза из этой серии, также для "Полы Райз". Его суд в мае удовлетворил частично, также вдвое снизив сумму неустойки (до 74,6 млн рублей плюс 477,3 тыс. евро). А первый иск (подан в мае 2021 года) уже прошёл первую инстанцию, апелляцию и кассацию. Невский ССЗ должен выплатить ГТЛК 11,8 млн рублей за не вовремя сданный сухогруз этой же серии.