Арктика за неделю: фантастические перспективы

Автор фото: kremlin.ru
Совещание по вопросам развития Арктической зоны

Россия в 2021 году возглавила Арктический совет. В связи с этим "Деловой Петербург" и Проектный офис развития Арктики реализует проект еженедельных дайджестов основных событий, которые произошли в Арктическом регионе как в России, так и за рубежом.

Большое совещание — большие решения

Ключевое арктическое событие недели — большое совещание на тему развития Заполярья, прошедшее под руководством главы государства. Помимо президента, в совещании приняли участие главы ключевых органов власти, вовлечённых в арктическую повестку.
Кратко об итогах совещания.
На уровне программных деклараций подтверждена генеральная установка на сотрудничество в высоких широтах. Как сказал президент, "Арктика — не поле геополитических интриг, а территория диалога". Россия открыта для совместной работы со всеми заинтересованными партнёрами в Арктике. Но если западные государства будут медлить с нормализацией отношений, Россия готова взаимодействовать и с неарктическими игроками — прежде всего Китаем и Индией.
Экология по-прежнему в приоритете. Сохраняются все задачи в области сбережения биоразнообразия и арктических экосистем. Это — ещё один реверанс в сторону Запада и наша "имиджевая инвестиция" в будущее восстановление диалога.
Подчёркнута исключительная важность Северного морского пути для развития как Арктики, так и всей страны в целом. На него завязано снабжение нашего Заполярья, экспорт углеводородов, а в перспективе и международный транзит. Вице-премьер по Арктике и Дальнему Востоку Юрий Трутнев озвучил фантастическую цифру: к 2030 году по СМП будет ежегодно перевозиться более 200 млн тонн грузов. Откуда возьмётся такой радикальный рост (напомним, в прошлом году грузооборот на Севморпути достиг 35 млн тонн), зампред правительства не уточнил.
Решено обратить более пристальное внимание на северный завоз. Чтобы не повторялись истории осенне-зимнего сезона 2021 года, когда на Севморпути застряли несколько судов, доставлявших грузы для арктических регионов, подготовлено поручение разработать федеральный закон о северном завозе и определить ведомство, ответственное за его координацию.
На совещании обсудили меры поддержки проектов, реализуемых в Арктической зоне. Они обещают стать важным источником роста благосостояния страны: по весьма оптимистичным данным, озвученным Трутневым, прирост ВВП от таких проектов до 2035 года составит более 30 трлн рублей. Для того, чтобы обеспечить настолько впечатляющий рост, предлагается снизить налоговую нагрузку на игроков добычного сектора, расширить круг предприятий, претендующих на арктические льготы, и ввести новые гибкие инструменты господдержки.
В целом, совещание подтвердило: Арктика в тренде. Её развитие является национальным приоритетом, закреплённым на самом высоком уровне.

Мерзлотное агентство

Представители отечественной науки выступили с инициативой создания в структуре федеральной власти агентства с полномочиями в сфере мониторинга и контроля за многолетней мерзлотой. Соответствующее обращение к руководству страны подписано учёными из наиболее авторитетных центров изучения криосферы.
Как мы уже неоднократно отмечали, проблема мерзлоты в северной части России стоит достаточно остро. Постепенное оттаивание мёрзлых грунтов способно привести к ослаблению фундаментов конструкций и деградации инфраструктуры. А это — потенциальные техногенные катастрофы и новые многомиллиардные расходы. Нужны системные меры противодействия этой опасной тенденции, но пока налицо лишь фрагментарные усилия отдельных организаций и регионов, финансируемые по остаточному принципу. Возможно, новое федеральное агентство смогло бы решить ключевую задачу в этой области — привнести элемент координации в работу по наблюдению за опасными криогенными процессами и реагированию на их вызовы.
Правда, создание отдельной структуры, занимающейся мерзлотой, само по себе является вызовом — для сложившейся административной системы. Росгидромет обеспокоен этим "вторжением" в сферу своих полномочий и собирается торпедировать данную инициативу.

"Мусорные" инвестиции

Российский экологический оператор и Национальный центр государственно-частного партнёрства объявили о запуске проекта по созданию двух комплексов обработки и утилизации твёрдых коммунальных отходов в Заполярье. Согласно планам, озвученным РЭО, суммарная годовая мощность этих комплексов составит 130 тыс. тонн. В их строительство будет вложено более 2,8 млрд рублей, которые будут привлечены с помощью выпуска облигаций.
130 тыс. тонн в год — это много или мало? Для Арктики — солидная цифра. Судите сами. Норильск, один из крупнейших городов Заполярья, ежегодно "производит" порядка 46–47 тыс. тонн мусора. Анадырь, столица Чукотского автономного округа — в районе 26 тыс. То есть можно утверждать, что строительство этих центров по переработке ТКО позволит заметно сократить поток мусора, формирующийся в Заполярье.
Однако не всё так просто. Арктическая зона отличается крайне низкой плотностью населения и слабой транспортной связанностью. По итогу процесс образования отходов "размазывается" по огромной площади с массой труднодоступных пунктов, которые, тем не менее, надо как-то обслужить. Соответственно, для того, чтобы комплексы обращения с ТКО начали вносить реальный вклад в дело борьбы с мусором, требуются сложные и дорогостоящие логистические решения, которые только предстоит создать.

Арктические контракты Петербурга

Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики опубликовал свежие данные по коммерческим договорам, заключённым между предприятиями города и партнёрами из АЗРФ в течение I квартала текущего года.
Итак, за это время предприятия и организации Северной столицы подписали 652 контракта на общую сумму 5 678,5 млн рублей. В комитете заявляют позитивную динамику: за январь–март 2022 года удалось заключить втрое больше контрактов, чем за аналогичный прошлогодний период.
Любопытно взглянуть на отраслевую и региональную разбивку этого пула коммерческих соглашений. На первом месте — медицинские товары и услуги: общая стоимость контрактов в сфере здравоохранения превысила 3,5 млрд рублей. Вторую позицию по количеству контрактов занимает дорожно-транспортная отрасль, третью — сфера информационных технологий, образования и связи. Основные партнёры Петербурга находятся в ближней Арктике: это Карелия, а также Мурманская и Архангельская области. На них приходится 3,7 млрд рублей, или 65% от общей суммы питерских контрактов. Остальная часть суммы обеспечена соглашениями с контрагентами из Красноярского края, Коми, ЯНАО и Якутии.