Ты ж моя дорогая: проблема "налога на розовое" пока слабо касается России

Автор фото: Сергей Коньков

В зарубежных СМИ то и дело всплывают новые случаи применения "налога на розовое" — когда условно "женское" стоит дороже условно "мужского".

В Британии в масштабах страны школьная форма для девочек в среднем на 12% дороже формы для мальчиков, и это большая проблема. В штате Нью–Йорк в 2020 году ввели запрет на более высокие цены на "женские" товары по сравнению с "мужскими" при одинаковых свойствах и качестве. Это касается не только предметов косметики и гигиены, но и услуг маникюрных салонов и парикмахерских, химчистки и т. д.
Причём весь этот дискурс, в значительной степени касающийся маркетинга, заметно отделяется от реального налога на необходимые женщинам предметы гигиены. И если в последнем случае речь идёт фактически о доплатах за базовые потребности, то "налог на розовое" касается предметов "с перламутровыми пуговицами". И в общем, если клиент испытывает необоримое желание купить розовое со стразами, "для принцессы", "только для женщин", то моральных проблем тут нет. Важно не увлекаться ни стереотипами, ни борьбой с ветряными мельницами. Хотя, конечно, экономические факторы тоже учитывать необходимо. ООН констатирует, что в 2020–м женщины зарабатывали на 16% меньше, чем мужчины на аналогичных позициях. Это лучше, чем в 2017–м, когда разрыв составлял 23%, но всё равно до равенства далеко. В этой ситуации платить дороже — не слишком логично.
В России проблема "налога на розовое" периодически обсуждается, но, в общем, достаточно редко и скорее для хайпа или соответствия международной повестке. Среди описываемых в СМИ кейсов самым понятным является сравнение цен на одноразовые бритвенные станки — "розовые" чаще всего дороже "синих" вне зависимости от производителя и магазина. Впрочем, опрошенные "ДП" онлайн–маркеты предпочли не отвечать на вопросы об этой разнице цен, заметной невооружённым глазом. Осенью 2021–го в блогах обсуждались два крема компании Clinique — при разнице в объёме в 2 грамма цена на женский вариант заметно выше, хотя набор ингредиентов идентичен (у редакции есть скриншоты). Формально женский вариант — крем, а мужской — гель, и, хотя пропорции ингредиентов не указаны, потребительский анализ позволяет говорить о завышении цены на женский вариант косметического средства. Маркетологи марки на критику в СМИ и блогах не отреагировали.
Канонической является и дискуссия вокруг обезболивающего средства "Нурофен Леди", которое продаётся дороже прочих вариантов одноимённой марки. По формальному признаку — количеству таблеток и объёму действующего или эквивалентного вещества (ибупрофена) — вариант для женщин и вариант "форте" сходны, что опять же позволяет хайповать на том, что барышням придётся платить дороже. Фармакологи, впрочем, опровергают идею об одинаковости препаратов.
Дело в том, что в "женском" варианте используется не чистый ибупрофен, а его натриевая соль. Доцент кафедры клинической фармакологии и доказательной медицины Первого меда Михаил Пчелинцев в статье для журнала Consilium medicum в 2021 году отмечал, что ибупрофен в виде солей в таблетках обеспечивает более быстрое и эффективное обезболивание по сравнению с обычной таблеткой ибупрофена, покрытой защитной оболочной. Максимальная концентрация ибупрофена в плазме крови после приёма в форме натриевой соли достигалась к 35–40–й минуте, а для стандартной формы — к 90–120–й минуте. В случае с острыми болями, для снятия которыx, собственно, и продаётся препарат, время очень даже имеет значение. Впрочем, внимание, лайфхак: при мигрени и зубной боли это тоже работает, так что "женский" вариант поможет и мужчинам тоже.
При этом эксперты оценивать ситуацию с "налогом на розовое" берутся в целом неохотно. "Это не слишком актуально для России; отголоски борьбы за равенство, а не проблема", — сообщил "ДП" эксперт, отказавшийся однако от авторизации.
Есть, впрочем, и те, кто готов поспорить с таким мнением. "“Налог на розовое” — общемировая тенденция. И в России такой налог присутствует. Женщиной быть дорого, — убеждена вице–президент Ленинградской областной ТПП Елена Дюкарева. — В качестве примера приведу нижнее бельё. Кажется, функциональное назначение одинаково, однако цена на женский и мужской комплекты может кардинально отличаться. Но так ли идентичны эти товары? Ведь некоторое женское бельё сродни предметам искусства, что вряд ли можно сказать про аналогичные предметы мужского гардероба. Согласитесь, мужские трусы всё же довольно прозаичны", — поясняет она.
"Женщины традиционно больше тратят на косметику, женская стрижка стоит дороже мужской. Многие женщины тратят значительную часть своего бюджета на косметические процедуры, в отличие от некоторых мужчин, которые видели крем только на торте", — подчёркивает эксперт.
Елена Дюкарева предлагает взглянуть на проблему с производственной точки зрения. "В большинстве случаев на изготовление женских товаров нужно больше ресурсов. На формирование цены влияет множество факторов. Разница в производстве не всегда заметна, но это не значит, что её нет. Часто мы сами виноваты в желании производителя повысить цену. Считается, что женщины больше мужчин любят шопинг, склонны к импульсивным покупкам и готовы платить больше за понравившиеся вещи. И этим пользуются, чтобы увеличить свой заработок", — разъясняет эксперт.
Бороться с такой дискриминацией, реальная она или выдуманная, на самом деле просто — и это окажет влияние как на семейный бюджет, так и на экономику в целом. Поможет здравая оценка соотношения цены и качества товаров. Возможно, женские беруши или розовый самокат конкретному клиенту не нужны — и тогда он не будет платить дороже. Но если нужны — заплатит.