Бюрократическая гавань: реконструкция Морского вокзала затягивается

Автор фото: Тихонов Михаил

Проект реконструкции Морского вокзала, заявленный на ПМЭФ, никак не удаётся оформить юридически. Хотя инвестор планировал выйти на площадку весной.

Как стало известно "ДП", город до сих пор не согласовал схему и условия реализации проекта развития имущественного комплекса Морского вокзала на пл. Морской Славы. Инвестор планировал перезапустить в нём гостиницу. "Юридическая схема находится в стадии финализации и в скором времени будет подтверждена", — прокомментировали в "Азимут Хотелс Компани".
Соглашение о намерениях по этому проекту было подписано в июне прошлого года на Петербургском международном экономическом форуме между правительством города, АО "Пассажирский порт Санкт–Петербург “Морской фасад”", ООО "Азимут Хотелс Компани" и ООО "Управляющая компания Севкабель Порт". Источники сообщают, что в проекте также может принять участие АО "Корпорация развития Санкт–Петербурга", которое готово выполнить отдельные функции его юридического сопровождения.
"Стороны выражают взаимное намерение реализовать плодотворное сотрудничество, направленное на развитие имущественного комплекса", — написано в соглашении. Впрочем, как это обычно и бывает в таких документах, никакой конкретики не проговаривалось. В релизе Смольного сообщалось, что проект предполагает "реновацию объектов транспортной инфраструктуры" и повышение качества услуг по обслуживанию судов и пассажиров порта. Заявленный объём инвестиций — от 3 млрд рублей. Срок реализации — 2022–2027 годы.
Сроки окупаемости назывались в пределах 20 лет. На площадку инвестор планировал выйти весной 2022 года. "В настоящий момент AZIMUT работает над реализацией проекта по строительству четырёхзвёздочного отеля на 339 номеров и медиацентра. Начало работ по реконструкции здания Морского вокзала запланировано на весну 2022 года, ориентировочные сроки завершения — 2023–2024 годы, — сообщили "ДП" в "Азимут Хотелс Компани".
Проект является актуальным для города, так как имущественный комплекс Морского вокзала требует существенных инвестиций в реновацию, сообщили "ДП" в комитете по инвестициям. "В настоящее время идёт обсуждение организационно–правовой модели реализации проекта, стороны должны согласовать его технико–экономические параметры, распределить риски и договориться по всем существенным вопросам, включая достижение договорённостей с финансирующими организациями. Сроки реализации проекта во многом будут зависеть от финансового закрытия сделки", — уточнили в комитете.
"Сроки реализации зависят от многих факторов — прежде всего от задачи комплексной реализации проекта всей территории. Со своей стороны мы приложим все необходимые усилия для его скорейшего претворения в жизнь", — сообщили в "Азимут Хотелс Компани".
По информации "ДП", именно юридические нюансы сделки сегодня не дают запустить проект. Изначально обсуждались различные варианты сотрудничества: концессия, государственно–частное партнёрство, аренда, создание специальной проектной компании (СПК) в форме общества с ограниченной ответственностью. В какой–то момент остановились на последнем варианте, решив, что вкладом в СПК АО "Морской фасад" будет недвижимость, а инвестора — средства на реализацию проекта. Однако в имущественном блоке такая схема вызвала критику, поскольку создавала риск "выбытия имущественного комплекса из собственности СПК" и в целом могла быть истолкована как нарушение федерального закона "О защите конкуренции". По информации "ДП", внушительный список вопросов к предложенному варианту был и у комитета по финансам. После многочисленных обсуждений и переписок проект передали в комитет имущественных отношений, правда, как сообщают источники, недоработанным. Недавно в Смольном прошло очередное совещание, но никаких конкретных решений на нём, по информации "ДП", принято не было. С учётом текущей стадии обсуждения и в целом подходов города шансы начать реализацию проекта весной практически равны нулю, отмечают участники рынка.
Предположительно сейчас идёт активное обсуждение возможности заключения договора аренды: какие именно помещения передавать инвестору и каким образом учесть его обязательства по их капитальному ремонту. Вопрос о полноценной реконструкции инвестором здания гостиницы также ещё окончательно не снят с рассмотрения.
"Вопрос использования недвижимого имущества, внесённого в уставный капитал акционерного общества, которое на 100% принадлежит государству, связан с целым рядом ограничений. Как правило, государство как собственник АО через механизмы корпоративного управления пытается жёстко контролировать юридическую судьбу переданной недвижимости. Причём любой вариант отчуждения недвижимости АО в пользу третьих лиц рассматривается как изначально нежелательный. А вот к вопросу аренды недвижимости, находящейся в собственности АО, государство относится гораздо легче, как к вполне разумному источнику доходов для АО. Поэтому, на мой взгляд, оптимальным вариантом развития гостиничного комплекса на территории Морского вокзала является передача его в аренду гостиничному оператору. Однако в договоре аренды имущества необходимо чётко и подробно прописать обязанности арендатора по содержанию гостиницы", — комментирует Дмитрий Егоров, партнёр, соучредитель компании "Экстра Юс", руководитель практики по недвижимости и корпоративному управлению.
Отметим, что здание на площади Морской Славы входит в состав крупного проекта "Гавань 2.0" по развитию культурно–досугового, туристического и делового кластера.
Напомним, что вопрос о привлечении инвестиций в гостиничный комплекс Морского вокзала рассматривается очень давно. Различные варианты прорабатывались начиная с 2002 года, когда арендатором всего комплекса было ЗАО "Морской вокзал". На сегодняшний день большинство помещений комплекса находятся в собственности АО "Пассажирский порт Санкт–Петербург “Морской фасад”".