Магазин на диване: e-commerce обострил конкуренцию ретейлеров в Петербурге

Автор фото: Ковалев Петр

Доля Петербурга в общем объёме российского e–commerce по итогам трёх кварталов 2021 года составила 7,3%. Жители города заказали в интернете товаров на 150,6 млрд рублей.

По сравнению с первыми 9 месяцами 2020 года в 2021–м показатели уменьшились на 1,5%, отмечают аналитики Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ). Однако стоит учитывать, что в статистику позапрошлого года вошли месяцы локдауна, когда физическая розница была почти полностью закрыта. В АКИТ предполагают, что по общим итогам года результаты окажутся выше, чем в 2020–м: на IV квартал обычно приходится самый высокий объём продаж.
Доля интернет–торговли в общем объёме розницы Петербурга занимает 11%, и это довольно высокий уровень в сравнении с другими регионами, где показатель фиксируется на уровне 6–9%.
Первые две категории самых популярных товаров у жителей Северной столицы не отличаются от общероссийских: цифровая и бытовая техника (доля 20,8% в общем объёме), мебель и товары для дома (19,4%). На продукты питания в городе на Неве приходится 14,5% (притом что средний чек в этой категории составляет всего 1,3 тыс. рублей). Далее в рейтинге следуют одежда и обувь (10,6%), товары для красоты и здоровья (6,2%).
"Если раньше мы говорили, что пандемия придала невероятное ускорение развитию интернет-торговли и стала основным драйвером роста, то сейчас на первый план выходят максимальный уровень кастомизации и высококачественные сервисы. Причём предложения здесь опережают запросы: высококонкурентная сфера вынуждает ретейлеров и логистов идти на эксперименты, чтобы привлечь и удержать клиентов", — отмечает президент АКИТ Артём Соколов.
В качестве примера он приводит сегмент продуктов питания, в том числе готовой еды, который сейчас показывает наиболее динамичный рост. Некоторое время назад клиенты могли выбрать только дополнительную начинку к пицце, а сегодня могут получить на дом любое готовое блюдо из ассортимента кафе и ресторанов. Тем, кто предпочитает готовить сам, рынок предлагает подписку на еду — наборы для приготовления. Причём с любым направлением — кухни разных народов мира, меню для здорового питания, конструкторы с индивидуальным рационом на посчитанное число калорий.
По данным исследовательского агентства M. A. Research, в целом по России рынок e-commerce в 2021 году вырос на 34%. Оборот достиг 4,2 трлн рублей. Более 60,4% продаж на рынке онлайн-торговли идёт через интернет-магазины. 39,6% приходится на сервисы экспресс-доставки и маркетплейсы. Последние набирают обороты, в том числе за счёт роста b2b–торговли. Значительный рост за год показали российские сегменты e-grocery и e-pharma.