Нахрапом не возьмёшь: московским застройщикам тяжело покорить Петербург

Автор фото: Ермохин Сергей
Автор фото: Ермохин Сергей

Петербург как второй по размерам мегаполис в стране привлекает игроков строительного рынка из столицы. Но даже московские амбиции могут разбиться о гранитные набережные.

Если большинству девелоперов отступать некуда, и впереди — Москва, то для московских строителей лакомая цель — Петербург. Интерес столичных застройщиков к петербургскому рынку порой может вызывать удивление — и без того высокая конкуренция усугубляется стремительно тающей свободной землёй, тонкостями градостроительных норм. Да и местные активисты-градозащитники не сидят сложа руки.
И всё же, чем город Святого Петра так пленителен для застройщиков? "Петербург — второй по величине город страны, многомиллионный мегаполис с активным спросом на недвижимость, и вне Москвы и Московской области это приоритетный регион для развития. Разумеется, здесь есть своя специфика, особенности градостроительной политики, ограничений, связанных с нормами и регламентами, особенно в историческом центре города. При этом в Москве есть свои отличия, но в целом оба рынка скорее похожи в плане высочайшей степени конкуренции между девелоперами, а также ограниченным объёмом качественных участков под застройку. Схож и уровень потребительского внимания к качеству продукта: в обеих столицах вдумчивый и избирательный покупатель, выбирающий проект по множеству критериев", — говорит руководитель аналитического центра ГК ФСК в Петербурге Юлия Голубева.

Дорога столица

И, действительно, Петербург и Москва подтверждают своё лидерство на строительном поприще не словами, а цифрами. По данным "Наш.дом.рф" на начало сентября 2021 года, в столице с января возведено 16,2 млн м2 жилья (288,5 тыс зданий), а в городе на Неве — 9,8 млн м2 (222,6 тыс). Размеры квартир при этом сопоставимы в обоих регионах, с единственным отличием — в Петербурге средняя площадь однокомнатных квартир составляет 32 м2, а в Москве — 38 м2.
Диапазон "средних" цен следующий: 180,2 тыс. рублей за 1 м2 в Петербурге (точно такая же стоимость в Новой Москве), а в столице — 232,7 тыс. рублей за 1 м2 Главный фокус московских девелоперов в Петербурге сосредоточен на сегменте жилья эконом-класса, комментируют в Knight Frank St Petersburg.
"Прежде всего на рынок приходят строительные холдинги, которые работают преимущественно в эконом-классе. Компаниям, занимающимся строительством элитного жилья, рынок менее интересен, поскольку цены и себестоимость строительства сопоставимы, а маржинальность в Москве гораздо выше. Нужны новые рынки сбыта, они выходят не только в Петербург, но и в регионы", — отметили в комании.
Большая загвоздка для застройщиков — осваивание престижных локаций в историческом центре Северной столицы.
"В Петербурге есть своя уникальность — во-первых, большой исторический центр. Также благодаря акватории Невы и близости Финского залива наш город имеет много набережных и видов на воду. Но почти любой проект строительства в историческом центре сопряжён с большими трудностями для застройщика, как с согласованиями, так и с вытекающими столкновениями с общественностью и градозащитниками. В Москве ситуация комфортнее", — поясняет руководитель отдела исследований Knight Frank St Petersburg Светлана Московченко.
Также не стоит забывать, что Петербург ограничен Ленинградской областью, и расти городу, по сути, некуда — остаётся только "перерабатывать" бывшие территории заводов. Столица же, оборачиваясь новыми транспортными кольцами и зачищая хрущёвки, даёт застройщикам куда больший простор для самовыражения.
Однако покорение других регионов — задача непростая даже для больших компаний. Дома ты свой, а на чужбине — пришлый, сколько не тряси перед носом клиента своими достоинствами и масштабами.
"Работать, если подходить к этому действительно серьёзно, везде сложно. Конкуренция в обоих регионах жесткая, потребитель становится всё более и более взыскательным. В Северной столице нам, может быть, чуть проще, потому что у нашего бренда однозначно лучшая узнаваемость на рынке девелопмента, что доказано многочисленными исследованиями, — рассказывает директор по информационной политике и корпоративным коммуникациям "Группы ЛСР" Александр Зильберт. — У Петербурга очень сильные собственные строительные традиции, во многих вопросах питерский девелопмент был вообще первопроходцем, поэтому нет впечатления, что кто-то извне может с кондачка, нахрапом взять рынок Северной столицы".