"Бурчат, но идут": петербургский бизнес взял на себя роль врачей

Автор фото: Ермохин Сергей

Бизнес в Петербурге давно начал самостоятельно прививать сотрудников от коронавируса, но в последние дни это явление приобрело массовый характер.

На фоне очередей в городских пунктах вакцинации и намёков властей на возможность нового локдауна предприниматели фактически взяли на себя полномочия санитарных врачей и просветительские функции. Представители бизнес-сообщества Петербурга рассказали "ДП", как мотивируют сотрудников, сколько усилий тратят на организацию вакцинации и с какими проблемами сталкиваются.
Смольный рапортует о рекордных показателях вакцинации. Всё больше горожан находит время на прививку, несмотря на то, что ждать своей очереди приходится по несколько часов. Каждый день на пункты вакцинации приходит около 30 тыс. человек. Из-за возросшей нагрузки на медицинскую систему бизнес начал открывать собственные пункты вакцинации без отрыва от производства. Чтобы в перспективе избежать закрытия и добиться показателей, которые требует Роспотребнадзор, они не только организуют приезд медиков, но стараются создать комфортные условия для самих сотрудников.

Такси для "Спутника"

Проще всего это сделать на крупном предприятии. Централизованную вакцинацию персонала запустил на днях производитель бытовой техники Redmond. Прививочный пункт организовали в головном офисе. "Решение о централизованной вакцинации было принято руководством в связи с жалобами персонала на очереди в городских пунктах вакцинации", — объяснили в компании.
На этой неделе первую фазу прививки получили и 96 человек из числа офисных сотрудников "Таксовичкоф" и "Грузовичкоф", а также работников компаний-партнеров.
"По нашей информации, выезд бригад медработников организуется при условии, что в списке вакцинирующихся не более 100 человек, чтобы в сумке-холодильнике вакцина проводила не более 3–3,5 часов. Мы договаривались через комитет здравоохранения. С нами связались, предложили варианты", — рассказали "ДП" в пресс-службе компании.
От принимающей стороны потребовалось обеспечить отдельное вентилируемое помещение, масочный режим и дезинфекцию рук. Представители компании заранее подготовили анкеты и копии документов, распределили очередь по времени.
Выезд бригады был бесплатным, но служба такси организовала приезд медиков собственными силами. "С нами работало три медицинских сотрудника, двое на регистрации и одна девушка ставила саму вакцину. Мы их, собственно, на своем такси и привезли и туда, и обратно", — добавили в компании.
"Рассчитывали, что это будет долго, но все вовремя приехали, и у нас остались не использованы 2 ампулы. Медработники сказали, что это очень хороший показатель. Когда организовывают такие выезды, бывает, что 50% не приходит от тех, кто был заявлен", — поделились подробностями в пресс-службе.
Служба заказа такси планирует организовать ещё два выезда. Желающих много, сотрудники приводят знакомых и родственников. В компании полагают что, планку в 60% вакцинированного персонала, установленную Роспотребнадзором, удастся достичь в поставленные сроки.

Прививочный альянс

Предприятия, в которых счёт сотрудников идёт не на сотни, а на десятки, тоже нашли способ организовать массовую вакцинацию. Они стали объединять усилия, "прививочные альянсы" заключают даже представители различных отраслей.
Этот сценарий, в частности, выбирают специалисты бьюти-индустрии, сфера фитнеса и гостиничный бизнес. Площадку для выездной вакцинации организовал отель "Марриотт". Его гендиректор Яков Адамов предложил желающим предпринимателям дозаказать под своих сотрудников вакцину и воспользоваться возможностями отеля. На призыв откликнулась Ассоциация предпринимателей индустрии красоты.
"Мы связались с комитетом по промышленной политике, назвали количество необходимых нам вакцин, на тот момент в городе был “КовиВак”. Забронировали под себя на первую и вторую фазу “КовиВак” и “Спутник”. Нас закрепили за 51-й поликлиникой на Космонавтов", — рассказала "ДП" представитель ассоциации, гендиректор сети парикмахерских "Бигуди" и салонов красоты "Лаки Like" Лялья Садыкова.
По её данным, на прививку пришли около 250 мастеров сетевых и маленьких салонов и барбершопов. Ещё 113 прививок сделали сотрудникам отеля. Каждый приехал к назначенному времени, так удалось избежать очередей. Весь процесс занял около четырёх часов.
Многие из них до этого пытались попасть на прививку в поликлинику, но столкнулись с очередью. Кто-то не справился с госуслугами, кто-то пошёл в пункт вакцинации в торговом комплексе, но не дождался приёма. По мнению Ляльи Садыковой, сложности "последней мили" в основном и тормозят прививочную кампанию.
"Когда человек готов вакцинироваться, но ему то не записаться, то вакцины нет, то ещё что-то, это останавливает. Человек откладывает, а потом может даже и передумать. А тут всё организовано, всё под тебя забронировано, ты приезжаешь и тебя уже ничего не оттолкнёт. В “Марриотте” атмосфера приятнее, чем в поликлинике. Даже кофе был организован, в немедицинской обстановке, под приятную музыку", — делится впечатлениями общественный омбудсмен индустрии красоты.
Следующую выездную вакцинацию ассоциация планирует организовать совместно с фитнес-индустрией.

"Не антипрививочники, просто обижены"

Гораздо сложнее объединиться ИП и малому бизнесу в продовольственном секторе. Его участники, как правило, сами идут на прививочные пункты.
Микробизнесу это легче, потому что в штате в основном один или два человека, объяснила "ДП" Янина Гришина, председатель общественной организации "Содействие малому бизнесу".
"Здесь более гибкий вариант с выходным днём. Предприниматели могут решать, когда его сделать, не задействуя весь аппарат по труду и занятости. Но я знаю, что у некоторых были проблемы, приходилось менять график. Пытались подстраиваться под режим работы ближайшего пункта по живой очереди", — рассказывает Гришина.
По её данным, наибольшая активность наблюдается в сфере общепита.
"Даже газетные киоски, если у них есть кофейный аппарат, предпочитают отвакцинироваться, чтобы не было больше проблем никаких. Бурчат, конечно, но идут", — отмечает собеседница "ДП". По её словам, памятуя про предыдущие волны эпидемии, предприниматели понимают, "если власть сказала А, она скажет Б", имея в виду возможные ограничения.
А вот арендаторы точек на так называемых "островках" в торговых центрах, которые первыми попали под закрытие на фоне нового всплеска заболеваемости, прививаются с гораздо меньшей готовностью.
"Они не против вакцинации, это не антипрививочники. Они просто обижены на то, как к ним относятся власти. Они говорят, а зачем мы будем это делать. На нас все плюнули и забыли", — рассказывает руководитель профильной общественной организации.

Просветительская деятельность и сарафанное радио

Предприниматели и руководители бизнеса берут на себя и разъяснительную работу. В отдельных сферах сотрудников приходится убеждать.
"Настроение в бьюти-индустрии к вакцинации изначально было очень негативное. Даже со своим персоналом и директорами других салонов мне приходилось проводить работу", — признаётся Лялья Садыкова.
Она разбирала с сотрудниками последствия ковида, объясняла, что температура — это нормальная реакция на любую прививку, опровергала слухи и откровенную дезинформацию. Многих удалось переубедить.
"Но эту разъяснительную беседу, наверное, должно проводить государство, а не бизнес. А приходится брать эту обязанность на себя", — констатирует собеседница "ДП".
Вакцинация это дело каждого, но если бы предприниматели, которые сейчас не работают, увидели хоть какой-то шаг в их сторону, было бы проще строить диалог, полагает Янина Гришина.
"Мы ещё месяц назад просили от комздрава статистику, чтобы мы понимали, сколько у нас переболело. Если раньше Сарана (Андрей Сарана, заместитель председателя комитета по здравоохранению Петербурга — Ред.) выходил и чётко нам всё рассказывал и мы могли разъяснить людям, куда им идти и в какую дверь стучаться и насколько жёсткими будут ограничения, то сейчас получить какие-то данные… Работаем практически по сарафанному радио", — отмечает глава организации "Содействие малому бизнесу".
В пресс-службе "Таксовичкоф" подчёркивают, что вакцинация идёт только на добровольных началах. Но признают, что отдел внутренних коммуникаций провёл большую работу.
"У нас есть общая лента, где постоянно публиковали заметки и интервью с теми людьми, которые привились. И, конечно, это влияет, когда ты видишь, что вокруг привился и один человек, и второй, и третий, это мотивирует", — делают вывод в компании.

В ожидании "КовиВака"

По словам собеседников "ДП", разъяснительная работа даёт результаты. Но многие предприниматели и их сотрудники хотят иметь право выбирать препарат.
"Сейчас я вижу, что народ настроен активно вакцинироваться. У нас из отрасли, я знаю, многие обзвонили 11 пунктов, нигде нет этого “КовиВака”. И получается, народ готов прививаться, но у нас снова проблема — нам нечем. Когда человек записался на “КовиВак”, а в поликлинике говорят, ““КовиВака” нет, будет “Спутник””, человек вообще ничем не хочет прививаться. Я считаю, что это недоработки нашего руководства", — говорит Лялья Садыкова.
С ней соглашается и Янина Гришина. По её словам, не все микропредприниматели готовы прививаться "Спутником" и тоже хотят выбирать хотя бы из двух вакцин.
Глава РОО "Содействие малому бизнесу" полагает, что положительно повлиять на ситуацию могли бы отдельные приёмные дни в прививочных пунктах в торговых центрах для сотрудников и арендаторов этих самых ТЦ.
"Есть у человека полчаса перерыв — хозяин точки согласится его отпустить или подменить. Это же легче на площадке арендодателя организовать", — допустила представитель индустрии.
Но пока таких предложений не возникает.