Прерванная мелодия: COVID принёс музыкальной ивент-индустрии миллионные убытки

Пандемия ударила по многим секторам экономики, поставив на грань банкротства сотни коммерческих предприятий. Среди тех, кто второй год подряд оказывается в эпицентре, — компании, которые занимаются организацией фестивалей и концертов.

Точечный удар

"2021–й — самый сложный для нас за 10 лет. Запасов нет. Деньги потрачены на гонорары. Бизнес кредитуется. Ситуация непонятна, — рассказывает генеральный директор Roof Music Group Кирилл Даровских. — Ты живёшь и не понимаешь, что будет завтра. Прогнозировать что–то невозможно". Впрочем, добавляет Кирилл, выходов уже не осталось, так как деятельность компании сейчас не ведётся: в начале июня комитет по культуре отозвал у Roof Fest QR–код, подтверждающий соответствие стандартам эпидбезопасности.
"Это было сделано в связи с тем, что площадка нарушила санитарные нормы на концерте Дианы Арбениной" (который состоялся 2 июня. — Ред.), — пояснили в пресс–службе комитета. По этой же причине 15 июня были отозваны QR–коды у клуба А2 и зала "Аврора".
"За последние 2 года мы недополучили несколько миллионов прибыли и ушли в минус, так как должны были по–прежнему платить за аренду и не стали сокращать штат. Были в основном убытки, заработка практически не было. Продажи билетов упали на 35%", — оценивает урон от ограничений руководитель Roof Music Group.
Олег Грабко, продюсер, генеральный директор музыкальной компании "Бомба–Питер", потерял за последние 2 года около 2 млн рублей: "Наш большой магазин на Караванной, 1, на 3 месяца закрыли. Это большой убыток для нас. Что касается “Бомбы–Питер”, то коронавирус настиг нас тогда, когда мы 90% продаж осуществляли через стриминговые платформы. Мы не пострадали".
Илья Бортнюк, генеральный директор компании "Светлая музыка", оценивает потери своего бизнеса в 20 млн рублей. "То, что происходит сейчас со сферой организации мероприятий, я бы назвал геноцидом. Нас отдали в жертву, на заклание. На нас “отрабатывают” ограничения. Хотя нигде нет никакой информации о том, что массовые мероприятия более опасны, чем что–то другое, — говорит Илья. — Представьте, сколько людей набивается в барах каждый день! Но бары и рестораны закрыть нельзя, потому что это большая индустрия, будет много недовольства и возмущения. Нас же убрать можно, по мнению властей, практически безболезненно. Один точечный удар — и мы закрыты".

Остаться в живых

В целом положение сферы организации музыкальных мероприятий эксперты оценивают как критическое. Они сходятся во мнении, что все мелкие игроки рынка умирают. На плаву — и то с большим трудом — остаются только крупные компании. С начала весны прошлого года музыкальная ивент–индустрия работает в лучшем случае в ноль, а чаще — в минус. Так, общая вместимость площадки Roof Place — 3 тыс. мест, из них в связи с новыми ограничениями промоутеру в конце мая согласовали максимум 1600.
Большой удар в последние дни испытали на себе крупные музыкальные фестивали. Фестиваль "Дикая мята" отменили буквально за 7 часов до его старта. В ночь перед открытием — 18 июня — указом губернатора на территории Тульской области из–за угрозы распространения коронавируса были отменены все мероприятия. Не помогло даже то, что зрители были обязаны заезжать на Бунырёвскую поляну с отрицательными ПЦР–тестами и прививками.
Общие потери организаторов — 96 млн. "Трагедия произошла у каждого отдельного ресторана — а всего их у нас приехало 55, — у каждого из 2 тыс. человек обслуживающего персонала", — рассказывает генеральный продюсер "Дикой мяты" Андрей Клюкин. За 3 фестивальных дня на пяти сценах должны были выступить 100 музыкальных групп, это около 1 тыс. артистов. Среди них было семь иностранных коллективов, привезти которые стоило колоссальных усилий.
Это не все потери промоутера. В прошлом году из–за переноса фестиваля у него образовался долг в 18 млн рублей, который он надеялся закрыть в этом году. Чудом удалось сохранить команду, которой теперь нечем платить зарплату. Единственной задачей на сегодня, говорит Андрей Клюкин, является "решить ту огромную проблему, которая без поддержки просто нерешаема".

Прошли по касательной

Петербургскому "Стереолету" повезло: фестиваль состоялся буквально за 2 дня до введённых 17 июня ограничений. "Мы прошли по касательной. Но я не считаю это только везением, думаю, это результат опыта, большой работы, проделанной нами, и некое вознаграждение свыше за все наши труды", — считает Илья Бортнюк.
В прошлом году, удачно спрогнозировав спад коронавирусной волны к осени, "Светлая музыка" также провела фестиваль — и собрала довольно большую аудиторию за счёт выступления Земфиры. Но даже это кардинально не поменяло ситуацию: из–за того что в 2020–м на протяжении 9 месяцев концертов не было, компании лишь удалось окупить затраты.
На прошедший 13–14 июня фестиваль билеты, говорит Илья, продавались хуже, чем обычно. После решения правительства Петербурга о переносе крупных мероприятий из–за ПМЭФ, Евро–2020 и "Алых парусов" у компании практически встали продажи: люди не верили в то, что фестиваль состоится.
Что касается привоза иностранных артистов, то это, как рассказывает генеральный директор "Светлой музыки", был настоящий квест: "В прошлом году у нас выступали три музыканта из Белоруссии. Мы их вывозили партизанскими тропами через леса на автобусе: другого сообщения не было. В этом году мы потратили полтора месяца на то, чтобы получить разрешения на въезд артистам из Франции и Финляндии".
Есть у промоутера сложности и со спонсорами. Во–первых, у компаний значительно сократились бюджеты, во–вторых, некоторые из них намеренно не участвуют в офлайн–мероприятиях, позиционируя это как проявление социальной ответственности.

Прогнозы

О том, сколько индустрия организации музыкальных мероприятий будет восстанавливаться после столь серьёзного кризиса, скорее всего, рассуждать ещё рано: по стране идёт мощная третья волна пандемии. Но даже если бы локдаунов больше не было, на это, по мнению экспертов, понадобилось бы несколько лет. Илья Бортнюк даёт на подъём индустрии не менее полутора лет, Андрей Клюкин и Кирилл Даровских — 3 года, а вот Олег Грабко и вовсе считает, что на тот уровень, на котором, по его мнению, индустрия была 3–4 года назад, она больше никогда не вернётся.
"Потребитель достаточно быстро перестроился на онлайн–контент. Люди, которые ходили раньше на концерты, будут чаще смотреть их в интернете. И этот вариант начал монетизироваться", — пояснил свою точку зрения Грабко и привёл в пример Олега Погудина, который, когда начался локдаун, терял по 20 млн в месяц, но достаточно быстро перестроился на онлайн. "С Олегом мы сделали восемь или девять трансляций концертов. И они приносили деньги. А ещё за 2020 год мы записали целых четыре альбома", — рассказывает Грабко.
Впрочем, далеко не все артисты и музыкальные компании могут уйти в Сеть. Так, Кирилл Даровских считает, что за онлайн никто не платит: "Зачем платить, когда ты можешь скачать любой концерт в записи? Люди же тратят деньги на эмоции, воздух, общение, энергию. Через экран это не передать и не испытать. Я лично не знаю способа зарабатывать на онлайн–концертах".