Дарья Кильцова, Евгения Иванова Все статьи автора
2 июня 2021, 07:20 4692

Время на раскачку: итоги подписанных на ПМЭФ соглашений

Фото: ТАСС

Когда открывается новый ПМЭФ (а это произойдёт сегодня), всегда интересно проанализировать, как реализуются контракты, заключённые на предыдущем. Тогда Смольный подписал 27 соглашений на 180 млрд рублей. Развитие за 2 года получили далеко не все инициативы.

Впервые за время существования Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) пауза в его проведении оказалась из–за пандемии не годичной, а двухлетней. Впрочем, тем больше времени было у петербургских властей продвинуться в реализации подписанных документов.

Стерильный форум: антиковидные меры ПМЭФ-2021 оказались беспрецедентными

Стерильный форум: антиковидные меры ПМЭФ-2021 оказались беспрецедентными

13949
Светлана Афонина, Дарья Ковалёнок

Начали развязывать

Так, в 2019 году были зафиксированы договорённости о строительстве первого этапа Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), он же Витебская развязка. Вся магистраль должна связать ЗСД в районе Благодатной улицы с КАД и Мурманским шоссе. Первый этап протяжённостью 3 км пройдёт от ЗСД до Витебского проспекта.

Свои подписи на документе о начале работ по строительству поставили 2 года назад принадлежащее Петербургу АО "Западный скоростной диаметр" и оператор ЗСД — ООО "Магистраль Северной столицы" (МСС), контролируемое "ВТБ Инфраструктурный холдинг". Формально ШМСД — отдельный проект, не имеющий отношения к ЗСД, однако Витебская развязка стала дополнением к соглашению о ГЧП по проекту "Западный скоростной диаметр".

Подписание договора генподряда на строительство развязки произошло спустя чуть больше чем полтора года — в феврале 2021–го. МСС взяла на эту работу ООО "ПУСК–Лимак–Север", зарегистрированное осенью 2020 года.

В учредителях значатся ООО "Проектное управление строительными контрактами" (ПУСК) с 49% в уставном капитале, ООО "Лимак Констракшн" (40%) и ООО "Актив" (11%). По сути это ещё один тандем ВТБ и турков: ПУСК — это стопроцентная "дочка" "ВТБ Инфраструктурный холдинг", а "Лимак Констракшн" входит в турецкий холдинг Limak.

Общая стоимость проекта оценивается в 39 млрд рублей. По 10 млрд рублей должны выделить федеральный бюджет и концессионер (МСС), остальное — Смольный. В 2021 году правительство планирует выделить на объект 3 млрд рублей, Петербург — 6,6 млрд. Последнюю сумму составил контракт на подготовку территории, которой займётся компания "Навигатор–СБС", связанная с семьёй бывшего вице–губернатора Олега Виролайнена.

"В феврале мы подписали договор генерального подряда, а в марте установили первую сваю. Сейчас работаем на выделенном участке, прилегающем к ЗСД недалеко от Благодатной улицы. В августе планируем приступить к работам по строительству путепровода через железнодорожные пути уже в районе Витебского проспекта. В общем, стремимся работать на каждом свободном от коммуникаций и зданий участке", — рассказал "ДП" председатель совета директоров "ПУСК–Лимак–Север" Антон Новиков.

Танцы кончились: губернаторский приём на ПМЭФ организует новый подрядчик

Танцы кончились: губернаторский приём на ПМЭФ организует новый подрядчик

5950
Дарья Ковалёнок

Погрузились в согласования

На ПМЭФ–2019 Смольный подписал также с ОАО "РЖД" соглашение о взаимодействии и сотрудничестве до 2024 года. Ключевой проект документа — концепция развития Санкт–Петербургского железнодорожного узла. Она предполагает перенос на петербургские рельсы успешного опыта Московского центрального кольца (МЦК), с которого вывели грузовое движение и пустили пассажирские электрички, интегрировав их с метро.

Для этого, в частности, необходимо построить два грузовых обхода — Северо–Восточный и Юго–Западный, реконструировать более 20 станций, построить 12 новых, дополнительных путей и т. д. Пассажирские маршруты, так называемая городская электричка, запланированы по направлениям Ораниенбаум — Белоостров (через Пулково) и Гатчина — Токсово.

Сама концепция была подписана сторонами спустя почти год — весной 2020 года, после чего проект погрузился во всевозможные согласования. В частности, наибольшие трудности сейчас связаны с трассировками грузовых обходов, чтобы избежать конфликтов с частными собственниками и местными жителями.

Проектные организации активно трудятся над масштабной реконструкцией Сестрорецкого направления железной дороги, на которой не только хотят возвести новые пути, но и убрать часть ветки под землю, а также построить несколько транспортно–пересадочных узлов.

Помимо этого РЖД намерены реконструировать Московское, Балтийское и Выборгское направления, например построить дополнительные пути на участке Колпино — Тосно и линии Левашово — Сертолово.

Все мероприятия концепции предусмотрены до 2030 года и предварительно оцениваются в 600 млрд рублей.

Однако, как ранее писал "ДП", предусмотрен и ряд более ранних мероприятий, например железнодорожная связь с Пулково к 2024 году по "тупиковому" варианту.

Своё судоходство

Ещё одно соглашение ПМЭФ–2019 касалось создания Петербургом собственной морской пассажирской судоходной компании.

К проекту в качестве консультанта было привлечено ПАО "Совкомфлот", с которым и подписывало документ принадлежащее городу АО "Пассажирский порт Санкт–Петербург “Морской фасад”".

В конце 2019 года планы петербургских чиновников по созданию судоходной компании на Балтике получили юридическое воплощение: было зарегистрировано ООО "Балтийские пассажирские линии" (БПЛ) с уставным капиталом 97 млн рублей. Учредителями выступили две структуры Смольного: 99,5% принадлежит "Морскому фасаду", 0,5% — ООО "Аэрополис" (дочернее предприятие АО "Аэропорт Пулково").

Как ранее писал "ДП", БПЛ сможет выступать заказчиком строительства нового судна, эксплуатировать круизную линию, а также оперировать б/у судами до тех пор, пока не появится новое. Приступить к постройке собственного круизного лайнера на верфях Объединённой судостроительной корпорации, если экономическая модель оправдает себя, планировалось после окончания реконструкции портовой инфраструктуры "Морского фасада" в 2021 году.

Работы эти были завершены, и в ближайшие месяцы Минтранс должен выпустить постановление о присвоении "Морскому фасаду" статуса грузо–пассажирского порта. Стоимость "плавучей гостиницы" арктического класса оценивали в 19 млрд рублей, а запускать пассажиров на борт лайнера планировалось в 2026 году.

Медицинская пауза

Также в рамках ПМЭФ–2019 были подписаны соглашения о строительстве двух медицинских объектов — консультативно–диагностического центра "Славянка" с Euromed Group и перинатального центра на ул. Вавиловых с АО "ГК “ЕКС”". Заметного прогресса по обоим проектам до сих пор нет.

Проект клиники в Славянке, где построен большой жилой квартал, Смольный заявил ещё в 2013 году. В 2016–м Euromed Group стала единственным участником концессионного конкурса, но соглашение не заключили.

В 2017 году компания выступила с частной концессионной инициативой. После заявлений на ПМЭФ уже в июле 2019 года Смольный одобрил проект соглашения, заключить его планировалось до конца 2019–го. Этого не произошло до сих пор. "В настоящий момент завершается обсуждение и согласование условий с исполнительными органами государственной власти", — сообщили "ДП" в комитете по инвестициям. Контрольные сроки не уточняются. Инвестор интерес к проекту до сих пор не потерял, но предупреждает, что сроки открытия (изначально речь шла о 2024 годе) зависят от подписания контракта.

Соглашение о сотрудничестве по реализации проекта создания перинатального центра на 260 коек на базе родильного дома № 17 на ул. Вавиловых между правительством Петербурга и АО "ГК “ЕКС”" также на данный момент результатов не принесло.

Предполагается, что ЕКС будет инвестором, подрядчиком и ответственным за техническую часть, а медицинские услуги останутся за бюджетным учреждением. Срок строительства на сайте компании указывался "до 2023 года".

"В случае согласования исполнительными органами государственной власти предлагаемых инвестором условий реализации соглашения объект предполагается построить за 4 года с даты заключения", — уточняют в комитете. Предложение о заключении соглашения о государственно–частном партнёрстве Смольный получил в марте прошлого года.

Такое масштабное событие, как ПМЭФ, не может не отражаться на городе. Помимо прямой выгоды существует накопительный эффект формирования деловой среды, благодаря которому мы можем наблюдать приход в Петербург многих компаний, в том числе крупных, как "Газпром". Говоря о конкретных результатах, стоит выделить пять аспектов. Во–первых, ПМЭФ — крайне престижное и почётное событие для города, символизирующее уровень признания его возможностей. Также стоит учитывать прямой экономический результат, потому что вложения в организацию форума — это вложения в экономику города. Они не всегда идут из бюджета Петербурга, здесь есть большой объём спонсорских средств и денег федерального бюджета. Это прямая выгода. Подготовка инфраструктуры для такого события — хорошая проверка для города, check–up работоспособности. В этом году ещё очень важно, что к нам снова могут приезжать люди, форум даёт старт туристическому сезону. И, безусловно, ПМЭФ из года в год привносит возможности для города по развитию определённых сфер, даёт толчок заключению дополнительных контрактов. Многие "берегут" эти договоры, чтобы подписать их непосредственно на форуме. Это для принимающей стороны в лице Петербурга тоже важно.
Мария Сигова
Мария Сигова
ректор Международного банковского института имени Анатолия Собчака
На фоне пандемии информации о реализации проекта "Балтийские пассажирские линии" практически не поступало. Насколько понимаю, он "поставлен на паузу". Проект подобного характера, в особенности строительство нового судна, требует существенных инвестиций. Такой проект может быть реализован только с привлечением государственного финансирования. Вопрос о целесообразности выделения таких средств на данный проект с учётом экономической ситуации риторический. Вместе с тем пандемия существенно сказалась на рынке фрахта, то есть аренды и продажи круизных судов. Сегодня вариантов уже значительно меньше, но ещё в начале года можно было приобрести круизный лайнер 1990–х годов постройки с дисконтом до 80% к "допандемийной" рыночной стоимости. Связано это прежде всего с высокой стоимостью содержания судна в период его простоя, поэтому многие компании продавали часть активов фактически по стоимости металлолома для снижения операционных затрат. На месте коллег я бы внимательно присмотрелся к рынку фрахта круизных судов и согласовал бы параметры сделки до полноценного возобновления круизного сообщения. Это позволит заключить сделку на более выгодных условиях и быть готовыми к следующему сезону, когда будет реализован отложенный спрос на морские путешествия.
Сергей Котенев
Сергей Котенев
генеральный директор Moby SPL
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама