В 2021 году архитектура остаётся самой консервативной среди творческих профессий.
Телефильм можно снять и распространить самому через мобильный телефон, хотя ещё недавно для выхода его в эфир требовались большие деньги. Дома уже начали печатать на 3D–принтерах. Но даже когда технология станет полностью автоматической, останется проблема, чтобы получить под проект кусок земли и разрешение на печать, а главное — картридж рискует оказаться весьма дорогим. То есть по сути ничего не изменится, а люди с деньгами всё равно будут нужны. Отношения заказчика и архитектора напоминают дуэт шеф–повара ресторана и владельца заведения: чем выше уровень ресторации, тем значимее творческий работник кухни. Соответственно, как правило, чем масштабнее проект, тем выше влияние архитектора. Известно несколько способов влияния зодчих на своих заказчиков, которые доказали эффективность.
Способ 1: поставить перед неизбежностью
Злые языки говорят о том, что в Петербурге выше шансы на одобрение властями тех эскизов, над которыми работают архитекторы — члены Градсовета и члены Объединения архитектурных мастерских. Возможно, это неправда. Факт в том, что КГА недавно получил возможность влиять на реализацию всех проектов через согласование архитектурно–градостроительного облика (ранее он мог влиять только на жилые дома).
Летом 2020–го на Градсовете рассматривался проект "культурно–развлекательного интерактивного центра сказок А. С. Пушкина" в Буферном парке города Пушкина, выполненный нидерландским бюро Jora Vision, которое специализируется на парках развлечений. Главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев отметил, что (цитата по протоколу совета) "концепция вызывает недоумение, так как живое и подвижное внутреннее содержание заключено в объём жёсткой правильной формы". Нельзя спекулировать на любви к сказкам Пушкина, считает главный архитектор. Проект был отклонён 22 голосами против одного. Вскоре после этого переработкой проекта занялась Архитектурная мастерская Михаила Мамошина — который на Градсовете выступал рецензентом проекта Jora Vision. В декабре 2020–го обновлённое эскизное предложение получило согласование КГИОП о соответствии режимам зон охраны.
Способ 2: навязать свои правила игры
В некоторых случаях, когда налицо сильный и пробивной инвестор, напрямую надавить на него не получается. Но можно найти пространство для переговоров. Пример подобной ситуации — арт–парк на Тучковом буяне. В декабре 2019 года глава Союза архитекторов Олег Романов направил письмо Александру Беглову, в котором выступил против процедуры конкурса по созданию парка. В конкурсе участвовало мало российских архитекторов, город не был оператором, неясна была методика отсева первого этапа. Однако впоследствии организаторы "нашли возможность наладить отношения с Союзом архитекторов", глава союза вошёл в жюри. В конкурсе победила концепция, соавтором которой была петербургская мастерская — "Студия 44".
Способ 3: использовать бережливость заказчика в своих целях
Бывший советский дом быта в Финском пер., 4, переделывали под бизнес–центр. Для разработки проекта привлекли "Архитектурную фабрику “32 декабря”". Заказчик рассчитывал получить современный стеклянный фасад. Но такая стена выходила слишком дорогой. Тогда бизнесмены согласились на фасад в стиле ретроспективизма, который в итоге и был исполнен. Возможно, облику исторического центра это пошло только на пользу. Более известный пример — история, которая произошла со второй сценой Мариинского театра. Там более дорогим и сложным проектам Эрика Мосса и Доминика Перро предпочли здание прямоугольных форм авторства бюро Джека Даймонда.
Способ 4: замедлить реализацию проекта
Полностью большой проект остановить сложно, но можно его замедлить, как Роскомнадзор замедлял Twitter. Мастерская Михаила Мамошина судилась с заказчиками из–за проекта второй сцены МДТ на Звенигородской ул., так как считает, что в должном объёме не получила оплату за свою работу. Процесс растянулся не на один месяц, и после долгой эпопеи суд запретил использование проекта. Правда, впоследствии проектировщик в документах изменился, притом что общее архитектурное решение осталось прежним.
Способ 5: заговорить об отказе от авторства
Это один из последних аргументов, который может помочь настоять на использовании предусмотренных изначально материалов и проведении авторского надзора. Инвестор платит именитому архитектору, повышая статусность проекта. Если имя уходит — деньги потрачены впустую. Известен случай отказа "Студии 44" от авторства здания торгового центра на углу Малого пр. Петроградской стороны и Рыбацкой ул. В мастерской утверждали, что первоначальный замысел был значительно искажён, а установленные впоследствии вдоль фасада скульптуры и вовсе не имеют к нему отношения.