Миллиардер миллионеру волк: железная пята олигархии

Богатые тоже плачут.

Исследование экономиста Азата Рахманова, опубликованное в "Вопросах экономики" № 12 (2019), показало, что миллиардер миллионеру вовсе не брат — а волк.
Опираясь на открытые данные, Рахманов разделил деловую элиту РФ на три страты — высшая (миллиардеры), средняя (мультимиллионеры с капиталом свыше $30 млн) и низшая (долларовые миллионеры). Далее он рассчитал отношение численности миллионеров к численности миллиардеров и отношение численности мультимиллионеров к численности миллиардеров. Чем больше миллионеров и мультимиллионеров приходится на одного миллиардера страны, тем ниже степень "олигархичности" её деловой элиты, и наоборот, рассудил экономист.
Оказалось, что из 25 стран с надёжными данными о числе толстосумов Россия стала мировым "антилидером" по олигархичности. В 2018 году на одного миллиардера РФ приходилось всего 1616 миллионеров. Для сравнения: у лидеров списка с наименьшей олигархичностью, Японии и Франции, это соотношение 66,7 тыс. и 15,2 тыс. США на 5–м месте — 10,1 тыс., Китай на 17–м — 4,1 тыс. Чем это плохо для бизнеса? "Высокая степень олигархичности означает, что наиболее крупные предприниматели навязывают свои интересы нижестоящим слоям делового сообщества, а решения принимаются в интересах в первую очередь крупнейших предпринимателей при попрании интересов остальных", — объясняет Рахманов.
В этом что–то есть, во всяком случае, эмиграцию российских предпринимателей и капиталов принято объяснять действиями чиновников, но так ли это на самом деле? Может быть, предприниматели "второго эшелона" покидают страну в том числе и потому, что не могут развить свой бизнес из–за олигархичности экономики?

Тайные конкуренты Илона Маска

Однако мы мало знаем о российской деловой верхушке и о том, что надо делать, чтобы оказаться на этих вершинах. Нет, мы видим на экранах преуспевающих людей, говорящих правильные слова, но… можем ли мы этим словам доверять?
Наши предприниматели — скромные люди — не в том, что касается престижного потребления, а в том, что касается тайн их успеха. Ладно, они не хотят рассказывать о том, как становились владельцами горно–обогатительных комбинатов, но вот вам таинственный миллиардер из Петербурга, создатель супертехнологичного бизнеса. И это не Павел Дуров.
Это Денис Свердлов, хозяин производителя электробусов Arrival, который совсем недавно поднял на Nasdaq $13,6 млрд (Forbes оценил состояние самого Свердлова в $9,8 млрд). Самому Илону Маску конкурент! Но, погуглив "Денис Свердлов", находим только короткую статью в "Википедии". Родился в Грузии в 1978 году. В 22 года окончил в Петербурге ИНЖЭКОН и основал IT–компанию. В 29 лет — генеральный директор ООО "Скартел" (Yota). Инициатор создания "русской альтернативы айфону" — смартфона с двумя экранами YotaPhone.
В 34 года — замминистра связи и массовых коммуникаций. Через год ушел из министерства, так как супруга владела домом во Франции, а новый закон запретил чиновникам иметь зарубежные активы. Уехал в Европу, живёт в Лондоне. В 37 лет основал Arrival. И это всё, что о таком выдающемся человеке может узнать обычный россиянин. Почему? Ведь перед нами "наш ответ Чемберлену", то есть Илону Маску. Национальное достояние. Через 7 лет деловой карьеры — СЕО корпорации, через 12 лет после института — замминистра, в 42 года — долларовый мультимиллиардер. Человек–успех!
Мы же должны восхищаться им, брать пример, перенимать опыт. Я пишу это без всякой иронии. Но мы ничего о пружинах его успеха не знаем.
Кстати, а что в Лондон–то уехал? Или даже бывшему замминистра некомфортно вести технологичный бизнес в Москве? А как же Сколково, "иннограды", вот это вот всё? Или в Лондоне всё же лучше?

Цена сомнения

Мы не знаем. А там, где не знаем, мы сомневаемся. Результаты соцопросов показывают: к "деловым людям" люди обычные относятся с сомнением.
Как выяснил ВЦИОМ накануне карантина, 89% граждан воспринимают предпринимательство позитивно, отвергают предпринимателей лишь 6% (против 13% в 2009–м). Согласно другим данным, в конце 2019 года более 80% респондентов заявляли, что деятельность малого и среднего бизнеса (МСБ) идёт на пользу стране (деятельность крупного бизнеса одобряли 58%).
Однако, несмотря на, в общем, хорошее отношение к предпринимательству, доверие к самим предпринимателям остаётся низким: "безусловно доверяет" МСБ 26% опрошенных, крупному бизнесу — 16%.
Зато на вопрос "каких предпринимателей вы уважаете" люди перечисляют топ–олигархов — тех самых, которым вроде и доверять нельзя, и о пользе деятельности которых граждане готовы спорить.
Противоречие? Да, и, видимо, вызванное тем, что в России вообще мало людей с опытом ведения своего бизнеса: в этом признаются социологам только 14% респондентов, причём только 3% из них занимаются бизнесом и сейчас.
Уровень деловой активности остаётся невысоким — 25% россиян готовы пофантазировать насчёт открытия бизнеса, но две трети не видят себя предпринимателями.
Люди отлично понимают перспективы "своего дела" и не строят иллюзий. Только что вышли данные исследования "Яндекса", проанализировавшего все запросы со словами "как открыть" за 2018–2020 годы и определившего 150 наиболее популярных видов бизнеса в РФ. Люди очень прагматичны — чаще всего они думают об открытии магазина одежды, кафе, таксопарка или пункта выдачи заказов.

Чутьё не обмануть

"…Большинство россиян представляют своё дело в сфере услуг, производством интересуются гораздо реже", разочарованно сообщает "Яндекс". (Но ведь не просто так предпринимателя в России изначально называли купец!)
Граждане всё понимают "про экономику и рынок". В 2011 году в моде была турфирма, которую сейчас открывать никто не хочет. Сегодня мечтают об SMM–агентстве. Хит 10–летней давности — парикмахерская — никому больше не нужен. На пике интереса — пункт выдачи заказов.
И, конечно, исследование "Яндекса" демонстрирует, чем и как на самом деле живут российские города.
"Самый актуальный бизнес" — такой, которым в городе интересуются чаще, чем в среднем по стране, — лучшая социально–экономическая характеристика территории.
В Ярославле и Астрахани это секонд–хенд, в Воронеже и Краснодаре — овощи–фрукты, в Перми и Челябинске — автозаправка, в Иркутске и Череповце — агентство недвижимости, в Сургуте и Казани — шоурум.
Москва делает ставку на "ногтеточки", то есть на салоны маникюра, а Петербург — на ларьки с шавермой. И ещё — на гостиницы и хостелы.
Деловое чутьё и рынок не обманешь!