Плата за дистанцию: учёные определили главные риски и преимущества удалёнки

Автор фото: Валентин Беликов

Петербургский учёный из НИУ ВШЭ с иностранными коллегами провели первое после начала пандемии научное исследование влияния удалённой работы на экономику.

Доцент департамента экономики НИУ ВШЭ в Петербурге Сергей Кичко совместно с Кристианом Беренсом из университета Квебека и Жаком–Франсуа Тиссом из Католического университета Лувена разработали экономическую модель, которая поможет понять, как удалённая работа влияет на размер заработной платы и ВВП.
Первый вывод, к которому пришли исследователи, — дистанционная работа "в малых дозах" увеличивает производительность квалифицированных и неквалифицированных работников и ВВП до некоторого порога. Но в то же время слишком высокая доля людей, работающих удалённо, и дней, когда сотрудники находятся дома, может нанести ущерб долгосрочным инновациям и экономическому росту из–за ограничений информационно–коммуникационных технологий. Как считают учёные, в среднем доля удалёнки, которая не принесёт негативных эффектов для экономики, колеблется от 20 до 40% — это один или два рабочих дня в 5–дневную неделю.
"Этот результат — лишь средняя температура по больнице. Он будет сильно отличаться в разных отраслях экономики, в разных профессиях. Программисты, скажем, могут работать 4–5 дней удалённо. Кто–то другой — только половину дня или один. А в среднем получается два. Но мы не рассматриваем отдельные отрасли, мы пытаемся оценить общий тренд", — поясняет Сергей Кичко.
Как отметил учёный, следует различать краткосрочные и долгосрочные эффекты. Ведь рынок недвижимости за короткий промежуток не успевает адаптироваться. "Например, в прошлом году, когда офисы частично опустели, были какие–то отсрочки арендных платежей и так далее, но обвала цен не было. Рынок недвижимости не адаптировался. Понятно, что если удалённая работа останется с нами и после пандемии, то не нужно будет столько офисных помещений. Их перепрофилируют под другие нужды. Как сейчас из фабрик и заводов делают лофты, коворкинги и прочее", — поясняет он.
В долгосрочной перспективе дистанционная работа в малых дозах увеличивает производительность работников и ВВП до некоторого порога. Но слишком высокая доля удалёнки может нанести ущерб экономическому росту из–за ограниченных возможностей информационно–коммуникационных технологий. Телекоммуникационные устройства пока не позволяют выстраивать процессы настолько эффективно, чтобы производительность труда осталась на том же уровне.
В краткосрочной же перспективе не происходит сильного снижения производительности работников, а девелоперы ещё не понесли расходов на перепрофилирование офисных зданий.
"Эффекты в этом случае можно назвать умеренно положительными для экономики. ВВП не снижается, а может, даже и растёт. Но надо понимать, что мы не учитываем в модели потери от простоя помещений", — подчёркивает Сергей Кичко.

Pro et contra

Прежде всего при дистанционке теряется агломерационный эффект. В исследованиях городской экономики хорошо задокументирован такой феномен, как распространение знаний и информации.
"Если, например, посадить трёх профессионалов вместе в офисе, а потом рассадить их отдельно по домам, то окажется, что в офисе они будут лучше работать, потому что возникает что–то вроде синергии, перетекают знания и информация", — уточняет Сергей Кичко.
Кроме того, возникает проблема адаптации новых сотрудников, отмечает менеджер практики специализированных исследований рынка труда компании Antal Светлана Орёл. "Обучение во многом происходит через наставничество или через пример. В ситуации с удалёнкой эта структура сломалась. Быстрого способа её починить пока нет", — говорит она. Есть и другой момент, связанный с построением карьеры высококвалифицированных специалистов. По словам Светланы Орёл, те из них, кто не перешёл на удалёнку, являются более привилегированными.
У оставшихся в офисе сотрудников есть возможность поддерживать внутренние коммуникации лично, быть более заметными для руководства, они быстрее получают информацию и имеют возможность быстрее на неё отреагировать.
Как полагает Сергей Кичко, совершенствование технологий улучшит коммуникацию и выстраивание рабочих процессов. В этом случае негативные эффекты от удалённой работы будут нивелированы множеством плюсов: экономия времени и расходов на дорогу, уменьшение пробок и выхлопных газов.
Но есть проблемы, которые нельзя решить, просто улучшив коммуникацию. "Сохраняется проблема разделения границ между работой и домом. Часть сотрудников, особенно с перфекционизмом, высокой ответственностью, переходят в режим круглосуточной работы. Хотя это может давать краткосрочный положительный эффект, на долгих сроках произойдёт выгорание. Несчастливые люди не могут создавать большой ВВП", — считает Светлана Орёл.
Не существует оптимального дислоцирования рабочей силы. Рынок недвижимости всегда будет работать так, что наиболее выгодные с точки зрения фирм локации будут стоить дороже. А потому низкооплачиваемые сотрудники будут жить далеко от работы. В России сегмент сдачи жилой недвижимости пока не полностью находится в "белой" зоне. Нет внятной защиты как прав квартиросъёмщика, так и владельца квартиры. Но многие стремятся обзавестись собственным жильём (хотя это желание постепенно уступает место выбору жилья ближе к работе). Пока не изменится ситуация в этом смысле, маловероятно, что произойдут те улучшения, которые показывает модель в краткосрочном периоде.
Юлия Вымятнина
декан факультета экономики Европейского университета в Петербурге
Для критичных производственных позиций, которые нельзя перевести на удалёнку, ничего не изменится. Все позиции, которые завязаны на конкретный (пусть даже сложный) предсказуемый процесс, не требующий личного общения, рано или поздно уйдут на удалёнку. Должности, требующие личного взаимодействия, "случайного" обмена информацией, группового креатива, будут работать по гибридной схеме. Я, пожалуй, соглашусь, что 1–2 дня дома и 3–4 дня на работе — это оптимальный расклад для большинства офисных должностей. Такой режим позволяет сохранить личное общение и дать сотрудникам большую свободу, связанную с семейными и другими обстоятельствами.
Александр Маслюк
HR–эксперт, автор Telegram–канала WTF_HR