Нужна доработка: почему провалилась новая айдентика петербургского транспорта

Автор фото: Ковалев Петр

Пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений и разные непотребства увидели горожане в логотипе транспорта Петербурга. Власти решили продолжить поиск лучшего варианта.

С лета 2022 года общественный транспорт Петербурга должен стать не только новым и красивым, но и узнаваемым. Для этого подведомственное комитету по транспорту ГКУ "Организатор перевозок" осенью прошлого года объявило конкурс на разработку единого логотипа практически на общественных началах. Возможно, из–за этого пять финальных вариантов (почти из 80) наплодили в Сети множество мемов.
Больше всего обсуждали аббревиатуру "ТП", под которой скрывается "транспорт Петербурга", а не "обделённая умом молодая женщина", привычная для интернет–пользователей, чьё мнение относительно логотипа общественного транспорта решили спросить власти. "ТП: в расшифровке не нуждается. А вообще ТП правдиво описывает наш транспорт", — писали в соцсетях.

Схема внедрения

В лидирующем пока варианте (№ 1) увидели "два гендерных символа мужчины вместе на голубом фоне". "Шах и мат, гомофобы, мы европейский город!" — написал один из пользователей. В № 4 разглядели символ женской нетрадиционной аудитории. Этот вариант, по данным "ДП", принадлежит студии Артемия Лебедева, который в ноябре прошлого года приезжал в "Организатор перевозок". Было ли это личной инициативой студии или к ней обратились власти, дизайнеры не прокомментировали. Студия уже разрабатывала для Петербурга туристический логотип по заказу комитета по туризму за символический 1 рубль, он успел прижиться, но после обвинений в нарушении антимонопольного законодательства город от него отказался, а Лебедев подарил логотип "всем желающим". Вариант № 4 очень схож с тем логотипом.
"Может быть, у Лебедева хитрая схема внедрения старого своего логотипа для Петербурга через транспорт, потому что они будут сочетаться друг с другом", — предположила digital–дизайнер (Samsung, FIFA–2018) Полина Елпатьевская.
По её мнению, на этом этапе конкурса людей лучше было совсем не спрашивать. А если и проводить опрос, то не в таком варианте. Например, спрашивать, как лучше: "транспорт Петербурга" или "транспорт Санкт–Петербурга"? "Было очевидно, что отклики они получат не самые лучшие. Любой из этих логотипов можно доработать до хорошего варианта, который будет работать", — говорит дизайнер.

Реакцию поняли

Недоработанность осознали и в Комтрансе. "В целом оцениваю позитивно обсуждение в Сети, пусть и были высказаны негативные комментарии. Это хорошо, это повод, чтобы посмотреть на варианты с критической точки зрения, с учётом мнения жителей. Исходя из обсуждения, понимаем, что сегодня это нуждается в доработке, поэтому, наверное, не будем закрывать окно возможности предоставления вариантов", — прокомментировал "ДП" председатель комитета Кирилл Поляков, отметив, что логотип нужен в первую очередь для того, чтобы люди могли отличить легитимный транспорт от нелегитимного.
В дальнейшем, если будет выделено финансирование, Комтранс объявит новый конкурс, если нет, то справится собственными силами, в том числе с помощью главного художника города. "Пока окончательного решения нет. Была задача понять реакцию жителей. Сейчас мы её для себя в полном объёме поняли", — сказал Поляков.
Изначально определиться с логотипом общественного транспорта планировалось в феврале 2021 года. Теперь власти ставят срок до конца года.

Вишенка на торте

Петербург ещё с 2018 года хочет решить вопрос брендирования общественного транспорта, тогда этому способствовали разрабатываемая Комплексная информационная система управления городским и пригородным пассажирским транспортом (КИСУ ГППТ) и планы по развитию электронных табло. Логотипы разрабатывались как Комтрансом, так и неравнодушными гражданами, но в ход ничего не пошло.
По словам Полякова, брендинг общественного транспорта — позитивная история, и Петербург здесь хочет пойти по пути Москвы. В столице отбрендирован не только подвижной состав, но и остановки, входы в метрополитен, парковочное пространство, заправки для электромобилей. У нас же пока какое–то единство возможно только для наземного общественного транспорта, и не без проблем.
"У транспорта должна быть своя айдентика, которая будет всё объединять, чтобы пассажирам было удобно им пользоваться. Но в Петербурге это сложно сделать, потому что у нас множество правовых коллизий. Те же остановочные пункты принадлежат и Комтрансу, и комитету по печати, и частным лицам. Из–за этого договориться и принять одно решение для всех очень сложно, касается это и перевозчиков", — считает Полина Елпатьевская.
Тот факт, что власти занялись хотя бы логотипом, уже должен радовать, хотя неплохо было бы подумать и о едином шрифте, говорит дизайнер. Но важны не только внешние изменения, необходимо менять что–то в корне.
"Если на старые пазики мы наклеим красивый бренд, это будет, конечно, хорошо, но это всё равно будет старый пазик. Брендингом часто подчёркивают изменения, которые не так были бы заметны без него. Например, в рамках транспортной реформы, чтобы подчеркнуть качественные изменения — хорошие и новые автобусы, — покраска их в бренд будет вишенкой на торте. Транспорт менять долго и сложно, и зачастую трудно заметить эти изменения. С брендом это сделать проще, но если не менять ничего внутри системы, это будет неправильно", — говорит Елпатьевская.