Фото: Ермохин Сергей

Накормили в кризис: пищепром Петербурга и Ленобласти справился с пандемией

Пищевая промышленность оказалась одной из наиме­нее пострадавших отраслей экономики Петербурга и Ленинград­ской области в 2020 году. Предприя­тия этой сферы не приостанавлива­ли производство на время пандемии. В выгодном положении остаются те, кто реинвестировал сэкономленные средства, а также изменил стратегии менеджмента.

ТОП-100 — 2020

ТОП-100 — 2020

17060

Явные минусы

Однако далеко не всё было радуж­но. Пандемия особенно сильно по­влияла на петербургские пищевые предприятия, которые поставляли продукцию в сегмент HoReCa. Почти три месяца были закрыты кафе и ресто­раны, а доля онлайн-продаж у многих из них оказалась сравнительно небольшой, и оперативно нарастить её смогли не все. Закрытие рынков подкосило небольших региональ­ных производителей, которые осу­ществляли реализацию продукции через этот канал продаж. Восстанов­ления сегмента HoReCa пока не про­изошло, эксперты не прогнозируют этого и в ближайший год.

С трудностями из-за различных ограничений и запретов также столкнулись предприятия, которые традиционно делали ставку на экспорт. Для того чтобы оставаться кон­курентоспособными, таким компа­ниям пришлось обновить линейку производимой продукции. Впрочем, изменения коснулись и самого по­требителя: на время самоизоляции люди сократили до минимума свои визиты в магазины либо перешли на покупки онлайн.

Низкий градус

Производство напитков в январе-сентябре 2020 года в Петербурге показало нулевой рост, что в условиях кризиса не так уж и плохо, а в Лен­области даже выросло на 44,4%. Не­смотря на экономическую ситуа­цию, спрос в этом сегменте остаёт­ся неизменным. Кирилл Болматов, директор по корпоративным во­просам Heineken в России, отмеча­ет, что у потребителей на рынке пи­ва большим спросом начали поль­зоваться товары в низком и среднем ценовых сегментах. "Сохра­нился спрос на разнообразие вкусов и предложений на рынке, а также укрепился тренд на безалкогольное пиво. Кроме того, продолжает ра­сти категория сидра (+33% в 2018 году, +23% в 2019-м и +31% за 9 месяцев 2020-го)", — отмечает он.

Однако временное прекращение работы развлекательных учрежде­ний и общепита в 2020 году сдела­ло даже пивоваренный бизнес не­предсказуемым. Компании нача­ли запускать ряд новых брендов, включая сорта разливного пива на­вынос, и адаптироваться под новый рынок. По данным "Балтики", объё­мы продаж компании в III квартале и за девять месяцев 2020 года увеличились на 19% и 8% соответственно по срав­нению с аналогичными периодами 2019 года.

Молочная отрасль Петербурга и Ленобласти переживает кризис 2020 года без серьёзных потрясе­ний. Первый квартал для компаний переработчиков был успешным. По­сле объявления "коронаканикул" они стали активно закупать молоч­ные продукты, в результате произо­шёл рост продаж йогуртов, творо­га и сыра. Однако уже в мае прода­жи начали перераспределяться из-за снижения покупательной способ­ности.

"Не хватит — намоем": победитель проекта ТОП-100 — 2020

"Не хватит — намоем": победитель проекта ТОП-100 — 2020

1232
Владимир Герасимов

"Потребители вернулись к традиционным молочным продуктам, таким как кефир, ряженка, сметана, творог, отказавшись или частично отказавшись от функциональных продуктов — йогуртов и обогащён­ных молочных продуктов", — от­мечает Марина Петрова, замести­тель председателя комитета Мо­сковской торгово-промышленной палаты по развитию предпринима­тельства в АПК. Частично молочные предприятия переключили внима­ние на онлайн-продажи: если рань­ше онлайн-канал для молочной от­расли не был значимым, то первая волна распространения коронави­руса показала, насколько данное на­правление перспективно.

Хлебные мучения

Для мукомольной отрасли 2020 год стал испытанием на прочность. На это оказал влияние целый ряд факторов — начиная от пандемии и заканчивая ростом стоимости зерна как основного сырья для про­изводства муки. По данным генди­ректора "ЛКХП Кирова" Натальи За­горской, с января по октябрь 2020 года пшеница 3-го и 4-го класса подо­рожала более чем на 30%, а рост цен на зерно составил практически 50%. По этой причине часть компаний ушла с рынка, другая была вынуж­дена снизить объёмы производства и, следовательно, объёмы потребле­ния муки. Всё это привело к тому, что рентабельность мукомольного производства опустилась ниже 1%.

Производители хлебопекарной от­расли также отмечают рост домаш­него потребления: люди вернулись к традиции готовить, в том числе печь, дома. Осознанное потребле­ние стало новым трендом, которому даже удалось затмить собой тренд на ЗОЖ, считают в пресс-службе ООО "Фацер". Поведение покупате­лей сильно менялось от недели к неделе: варьировалась частота покупок, выбор конкретного продукта и его количество.

Сохраняет свои позиции и петербургский производитель соков и нектаров АО "Мултон", дочернее предприятие "Coca-Cola HBC Рос­сия". Компания с 2019 года активно занялась локализацией сырья. "Доля отечественного сырья в натуральном выражении в совокупных закупках для сокового производства соста­вила 28% (18,8% в 2018 году)", — отмечает коммерческий директор АО "Мултон" Алексей Охлопков. Более четверти всего сырья концентриро­ванных соков и пюре, используемого для продукции "Мултона", закупа­ется у российских производителей. Кроме того, уже в ближайшие меся­цы компания планирует на 100% локализовать закупки яблочного пю­ре. Несмотря на экономически не­простую ситуацию, петербургские производители отмечают стреми­тельный подъём производства но­вых сегментов — охлаждённых со­ков и смузи. Они растут двузнач­ными темпами, хотя их цена выше обычных соков.

В целом же по итогам первых девяти ме­сяцев 2020 года индекс производства в пищевой промышленности вырос в Петербурге на 4,5%, а в Ленинград­ской области — на 7,3% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Эти данные Петростата лучше лю­бых слов характеризуют состояние отрасли и степень её устойчивости перед различными экономически­ми вызовами.

Мы очень плотно занялись эффективностью производства. Увеличили объём продаж за счёт ввода линейки кормов премиум–сегмента.
Наталья Загорская
Наталья Загорская
генеральный директор, "ЛКХП им. Кирова"
Одно из главных конкурентных преимуществ компании "Мултон" — современное и эффективное производство. Соковая продукция "Мултон" производится на заводах Coca–Cola HBC Россия от Петербурга до Новосибирска.
Серджио Виейра
Серджио Виейра
генеральный директор, "Мултон"

Материал подготовлен в рамках проекта ТОП-100 — 2020 .

Марианна Матюшкина Все статьи автора
4 декабря 2020, 17:19 156
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама