От новостей и сюжетов, связанных с пандемией коронавируса, все уже давно устали. Как и от фразы "кризис — время возможностей". Казалось бы, нестабильность, порождённая эпидемиологической ситуацией, должна была подстегнуть развитие стартапов, так или иначе связанных с темой ЗОЖ, заботы о здоровье, цифровой медициной и так далее. По факту этого не произошло. "ДП" разобрался, почему так вышло и какие петербургские стартапы всё–таки смогли реализовать новые проекты.
Хайп не работает
Весной была популярна шутка о том, что стать миллионером теперь очень просто — надо просто шить маски или продавать латексные перчатки. Были и более творческие подходы к задаче. Созданное на базе ИТМО предприятие "Инноколлоид" активно продвигало на рынок свою разработку "Блокатор" — устройство в виде бейджа, дезинфицирующее воздух вокруг пользователя при помощи диоксида хлора. Правда, подтвердить его эффективность против COVID–19 так и не удалось. Вокруг этого даже разгорелся небольшой скандал с участием НИИ гриппа, на авторитет которого пытались опереться авторы девайса.
Серьёзных разработок, появление которых было бы напрямую спровоцировано коронавирусом, на рынке появилось не так много. Опрошенные "ДП" эксперты единодушно сходятся в том, что сфера медицины слишком специфична для того, чтобы в ней можно было срочно запустить проект, воспользовавшись сиюминутным хайпом. Кроме того, вопреки стереотипам, будто онлайн для айтишников — дом родной, а в офлайне они появляются только при крайней необходимости, период самоизоляции стал непростым временем и для стартаперов тоже.
"Инновации, креатив, фантазии рождаются в процессе общения людей. А общения в пандемию стало кратно меньше. Конечно, брейнстормы можно устраивать и онлайн, но коллаборация через сеть работает всё же хуже. В целом же хайпы всегда пытаются использовать всякие сомнительные проекты. Просто сейчас тематика хайпов несколько поменялась: с блокчейна или искусственного интеллекта — на медицину или онлайн–обучение. В целом я не вижу глобальных перемен, а вижу ускорение изменений в некоторых из уже существующих трендов", — комментирует управляющий директор венчурного фонда LETA Capital Александр Чачава.
Совершенно секретно
В то же время пандемия парадоксальным образом отозвалась эхом в областях, на первый взгляд совершенно не связанных с медициной.
"Помимо того, что многое стартапы адаптировали свои решения под текущие условия, появились также и новые разработки, которые до сегодняшнего времени были не так популярны или существовали только на уровне идей и предположений. Мы тесно работаем с партнёрами, у которых есть определённые запросы на технологии, в рамках которых осуществляется скаутинг стартап–проектов. Сейчас в приоритете решения, связанные с цифровизацией. Именно благодаря такому непростому периоду многие компании осознали необходимость внедрения цифровых решений", — поделилась с "ДП" наблюдениями директор акселератора GenerationS от РВК Екатерина Петрова.
Создатели приложения Welltory, анализирующего состояние здоровья человека на основе данных сердечного ритма, были среди петербургских стартапов одними из первых, кто быстро приспособился к новым вызовам. На старте первой волны пандемии они предложили людям с подтверждённым диагнозом COVID–19 добровольно подключаться к приложению и делиться информацией о состоянии своего здоровья. После чего данные на бесплатной основе отправлялись в мировые клиники и научные институты, занимающиеся изучением новой инфекции. Сооснователь компании Евгения Смородникова сообщила "ДП", что предоставить отчёт с аналитикой полученных результатов компания собирается примерно через месяц, а пока держит свои выводы в секрете.
Консерваторы победили
Эффективно и быстро встроился в новую реальность известный петербургский проект "Моё здоровье" — цифровая платформа для записи на приём к врачу и онлайн–диагностики. "Мы сейчас активно растём, и коронавирус стал одним из драйверов этого роста. Потому что в целом спрос на цифровую медицину вырос в десятки раз. Но мы не занимались каким–то хайпом. Всё происходило в рамках общей концепции развития нашего сервиса. Нами был реализован ряд социально значимых проектов. Таких как программа "Стоп коронавирус", которая помогает определить факторы риска заражения и тяжёлого течения болезни. А также учит, как себя правильно вести, как защититься, как записаться на тесты в лаборатории. Через программу уже прошло более 50 тысяч человек", — рассказал "ДП" основатель проекта Эрик Бровко.
По его словам, на рынке ожидают, что в ближайшие 5 лет цифровое здравоохранение будет одним из важнейших векторов развития. Пандемия подхлестнула этот тренд, и в скором времени следует ожидать появления большого количества новых проектов. Однако инвестиционных рек в золотых берегах ожидать всё–таки не стоит.
"Я бы не сказал, что что–то изменилось кардинально. Да, увеличился интерес. Но сказать, что стало резко больше инвестиций, появились специализированные венчурные фонды и всё полетело вперёд, — такого нет, к сожалению. Есть определённое улучшение среды. Но не взрывное. Нет такого, что все вдруг поняли: надо срочно инвестировать в цифровое здравоохранение. Инвесторы по–прежнему ведут себя осторожно, опираясь на холодное, консервативное мышление", — констатирует Эрик Бровко.
Выдумывать нечего: пандемия помогла продвинуть стартапы с ЗОЖ-тематикой
Очевидно, что стартапы и компании, которые занимались тематикой ЗОЖ ранее, стали на фоне пандемии чувствовать себя лучше. Яркий пример — американский Peloton (стартап, продающий тренажёры для дома с готовыми курсами тренировок). Все кинулись покупать их продукцию, чтобы заниматься в домашних условиях. После публикации отчётов о продажах этой компании стали появляться те, кто начал копировать её опыт.
Заметнее стали стартапы о ментальном здоровье. Пандемия и прочие катаклизмы — чистый мёд для сервисов психологической поддержки. Люди в фрустрации, им непонятно, что делать и как жить дальше. Раньше у таких сервисов была узкая ниша, а теперь они нужны почти всем. Пример удачного российского стартапа по этой теме — "Мета", сервис по индивидуальному подбору психолога. Иван Замесин потихоньку занимался им несколько лет, а теперь моментально оказался "в шоколаде".
Вероятно, сильно обрадовались пандемии те, кто годами изобретал маски от смога для больших городов. На том же "Кикстартере" десятки подобных успешных проектов. Даже те, кто сильно опоздал, запустив кампании в конце августа, смогли собрать десятки тысяч долларов. Как, например, проект медицинского респиратора Vizard–M. А кто быстро сориентировался в самом начале пандемии — "поднял" от 100 тыс. до нескольких миллионов долларов. Но так быстро сориентироваться удалось лишь тем, кто уже занимался этим ранее.
Кстати, не стоит недооценивать маски. Это действительно востребованный товар. В США был сделан прогноз, что в 2021–м их закупят на $6 млрд! Подтверждение — платформа Etsy. Они продали масок на $133 млн всего за пару месяцев.
Вообще пандемия если и ударила по образу мышления стартапов вначале, то сейчас всё более–менее вернулось в норму. Люди верят в ИИ, в офлайн–события и личное взаимодействие. У себя в RUSSOL мы заявок с идеями о здоровье пока не получали. Если будут, с удовольствием поможем прокачаться за короткий период.
В общем, говоря откровенно, особо выдумывать нечего — копируйте и модифицируйте то, что уже хорошо продаётся и имеет спрос. Просто делайте это быстро и хорошо.
Юрий Ярцев, основатель школы стартапов RUSSOL