"Синара" предлагает Смольному обновить трамвайную инфраструктуру в рамках ГЧП

Автор фото: Кузнецова Анастасия

Инвесторы предлагают городу расширить и углубить концессионные механизмы в общественном транспорте

На фоне проблем с доходами бюджета Смольный может охотнее начать обновлять инфраструктуру и подвижной состав общественного транспорта с помощью механизмов ГЧП. Группа "Синара" и вовсе предложила Петербургу новаторскую идею по улучшению ситуации с общественным транспортом.

Запрос на обновление

По данным "ДП", из свыше 500 км трамвайных путей, находящихся в эксплуатации у ГУП "Горэлектротранс" (ГЭТ), в капитальном ремонте нуждаются более 150 км. Через 5 лет эта цифра может увеличиться еще на сотню. При этом ежегодно ГУП успевает капитально ремонтировать не более 10 км пути.
Потребности в подвижном составе для городского электрического транспорта тоже велики. Ещё вчера Петербургу нужны были 500 новых трамваев и порядка 250 троллейбусов.
Ранее "ДП" со ссылкой на источник, близкий к ГЭТ, писал, что после акционирования предприятию станет проще привлекать партнеров для модернизации своих мощностей. Оно было бы не против решить эти задачи с помощью ГЧП или КЖЦ (контракта жизненного цикла), говорит источник.
В Смольном к ГЧП для транспортной сферы относятся положительно, прокомментировал "ДП" вице–губернатор Максим Соколов. "В первую очередь это позволяет городу реализовывать масштабные долгосрочные проекты с оптимальной нагрузкой для бюджета, разделять риски с частными партнерами и делегировать те функции, которые могут быть эффективнее выполнены бизнесом", — говорит Соколов. Сейчас властями Петербурга прорабатывается проект трамвайной сети от станции метро "Шушары" до Колпино, для которой может быть использована концессионная модель, отметил он. Принять участие в этом проекте готова, в частности, группа "Синара" миллиардера Дмитрия Пумпянского в лице ООО "Синара — Городские Транспортные Решения" ("Синара — ГТР"). Компания ждет, когда власти объявят соответствующий конкурс, сообщил "ДП" гендиректор "Синара — ГТР" Евгений Васильев. При этом у организации есть и более интересные предложения для Смольного, чем обычная концессия.

Новаторские идеи

"Мы предлагаем не прямое концессионное соглашение, как в проекте “Чижик”, например, или в перспективном проекте “Колпино — ст. м. Шушары”, а другой формат — применение механизма Соглашения государственно–частного партнерства (СГЧП) по 224–ФЗ. Весь Петербург, как и любой другой крупный город, в концессию не запихнуть. Её просто не просчитать, так как будет постоянно меняться объём транспортной работы, количество подвижного состава и прочее, а операционная часть, по сути, составляет половину всей стоимости проекта", — пояснил Васильев.
"Синара — ГТР" в рамках СГЧП выступит частным партнёром, который приведёт в нормальное состояние существующую инфраструктуру (рельсы, контактную сеть, энергохозяйство).
Далее Смольный проведёт конкурсы на организацию перевозок, в которых сможет принять участие не только ГЭТ, но и частные перевозчики. Взять новый подвижной состав можно будет путём льготного лизинга, доступного в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (БКАД) (см. "ДП" № 135 от 30.09.2020).
"Мы направили соответствующее обращение в адрес вице–губернатора Максима Соколова и готовы отрабатывать этот вопрос с Минтрансом. У нас уже идут соответствующие переговоры. Механизм позволяет компенсировать 60% стоимости подвижного состава. Если мы говорим о том, что срочно заменить нужно около 400 единиц техники, то это порядка 40 млрд рублей, 60% от этой суммы — почти 25 млрд рублей. На таких условиях подвижной состав сможет закупать и ГЭТ, и другие операторы. Поставщиком, в частности, может выступить “Синара — Транспортные машины”", — пояснил Васильев.
В "Синара — ГТР" подсчитали, что при льготном лизинге в рамках БКАД суммарные расходы бюджета Петербурга на платежи компании по ГЧП–проекту и на платежи по брутто–контрактам перевозчикам должны остаться на том же уровне, что сегодня город платит ГЭТ (из–за сильно изношенной инфраструктуры расходы ГУПа достаточно велики). При этом будет новый подвижной состав, новая инфраструктура и конкурентная среда между перевозчиками.
"Если частный инвестор потратит, допустим, 35 млрд рублей, то суммарный платёж за всю инфраструктуру, включая её обслуживание, составит порядка 6–7 млрд рублей в год. Сегодня затраты ГЭТ на транспортное обслуживание составляют порядка 16 млрд рублей в год", — уточнил гендиректор "Синара — ГТР", отметив, что инвестор будет получать деньги за использование перевозчиками обновлённой трамвайной инфраструктуры.

Универсальная таблетка

Частные инвесторы, безусловно, могут взять на себя задачу по обновлению подвижного состава и инфраструктуры, считает гендиректор инвестгруппы "РВМ Капитал" Феликс Блинов, только нужно понимать, всегда ли это уместно — привлекать частный капитал на развитие объектов, которые могут быть обновлены за счёт средств бюджета.
"Все граждане России платят налоги, поэтому важно разграничивать зоны, где нужна платная инфраструктура, а где — бесплатная. Общественный транспорт в этом отношении имеет хороший потенциал для развития, так как пользование этой услугой всегда было платным. Поэтому частные инвесторы могут принять участие в обновлении подвижного состава и инфраструктуры общественного транспорта, скорее всего, через механизм ГЧП и в первую очередь через концессии", — полагает Блинов.
Этот вопрос, по его словам, прежде всего зависит от закрытия городом ключевого риска инвестора — риска спроса, то есть пассажиропотока. Его можно снять за счёт использования минимального гарантированного дохода (МГД).
"При этом выплата МГД может и не потребоваться, если пассажиропоток будет соответствовать заявленному в проекте. Кроме того, МГД позволяет расширить инвестиционные рамки проекта, в частности привлечь банковское финансирование. Банковский кредит, который априори дешевле стоимости капитала инвестора, позволяет снизить цену услуги для конечного потребителя. Поэтому мы считаем, что МГД — это та “таблетка“, которая полезна всем, — и бюджету, и инвесторам, и горожанам", — прокомментировал Блинов.