Возможность для российских вузов: утечка мозгов переходит в новую фазу

Автор фото: Сергей Коньков

С развитием дистант–обучения Россия получила уникальную возможность начать зарабатывать на экспорте вузовских курсов, услуг репетиторов, а также EdTech–сервисов.

C 2017 года правительством РФ запущен приоритетный проект "Экспорт образования", с помощью которого количество иностранных студентов в российских вузах только на очной форме должно увеличиться до 710 тысяч в 2025 году. Антонина Левашенко, руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС, считает, что поддержание конкурентоспособности на иностранном рынке образовательных услуг — важное направление: "Студенты приносят деньги не только в вузы, но и в целом в экономику страны, покупая продукты, посещая выставки и театры, путешествуя". Согласно прогнозу, который центр готовил совместно с ВАВТ Минэкономразвития для стратегии развития экспорта услуг, поступления от экспорта очного образования в российских вузах должны превысить $3,6 млрд в 2024 / 2025 учебном году.
В вышедший этим летом рейтинг QS World University Rankings 2021 попали четыре петербургских университета и два филиала московских вузов в Санкт–Петербурге. По мнению экспертов, это повышает привлекательность петербургского образования для иностранных студентов. Кроме того, уже 2 месяца подряд в топ мирового рейтинга популярных онлайн–курсов Class Central MOOCReport попадают курсы петербургских вузов. "Наша аудитория преимущественно англоязычная. Но если российский университет запускает курс на интересную тему, он обычно преуспевает на нашей платформе", — сообщает Дхаваль Шах, основатель и СЕО Class Central. При этом полноценному росту популярности российских образовательных программ мешает отсутствие англоязычной версии: например, СПбГУ перевел на английский язык лишь 29 курсов из 99.
Сейчас для университетов решающий период. Высшее образование — это наибольшая доля экспорта образовательных услуг. Чтобы преуспеть, университетам необходимо разрабатывать более гибкие форматы обучения для иностранцев, в том числе цифровые продукты. Это должны быть не просто проекты для Cousera, а полноценные программы в живом онлайн–режиме. "В России есть такие возможности. Другое дело, что эту нишу на рынке нужно вовремя увидеть и вовремя эти идеи воплотить, — считает аналитик Института образования НИУ ВШЭ Екатерина Минаева. — Мы проводили опрос, в котором приняли участие 70 университетов, и порядка 40 из них сказали, что планируют создавать такие программы, в том числе в партнерстве с зарубежными вузами".
Но вопрос в реализации. "Российское образование всегда было неповоротливым, и это будет тормозить процесс. Не только Минобр РФ должно сделать ставку на КПД и инновации, но и вузам РФ, возможно, потребуется, чтобы были наставники или помощники, которые помогут административному персоналу и преподавательскому составу принять идею необходимости моментального обновления", — подчеркивает Ирина Следьева, CEO образовательного агентства AcademConsult.
Кроме того, существенно важны финансовые возможности университетов. При открытии онлайн–программ качественного уровня возрастают расходы. "Хорошие онлайн–курсы — это не просто видео в Сети. Студент не просто имеет доступ к материалам в любой момент. Сейчас онлайн–обучение — сложнейшие интеллектуальные системы с автоматическими многоуровневыми алгоритмами “ведения” студента, его группы, всего потока, его учителей. Это фактически “образовательные соцсети”", — говорит она.
Одновременно выросла экономическая привлекательность репетиторов, но рынок к экспорту пока не готов. Российские репетиторы могут предложить качественные занятия по сравнительно низким ценам.
"Однако тут стоит учитывать языковой барьер и существенные отличия в программах обучения в разных странах. Пока что репетиторы не готовы выходить на такой уровень, и прежде всего это связано с тем, что в других странах иные форматы образования", — заключает Екатерина Минаева.
СЕО Repetitor.ru Анатолий Жислин подтверждает, что иностранные заказчики на платформе есть, но в основном речь идет о занятиях с учениками из русских семей, живущих за рубежом.
Зато очень перспективным направлением развития экспорта образовательных услуг является EdTech — образование с применением современных технологий. Согласно исследованию EdMarket 2020 года, один из главных трендов в онлайн–образовании — закрепление российских стартапов за пределами родины и стран СНГ. К давно присутствующим на международном рынке компаниям присоединились "Учи.ру", "Алгоритмика", "Яндекс.Практикум" и другие.
При этом платформа от "Яндекс" при выходе на американский рынок собирается демпинговать: их цены будут в 2–3 раза ниже рыночных. Число пользователей не из России на "Учи.ру" в этом году превысило 3 миллиона: это ученики из США, Индии, Бразилии, Индонезии, Китая, Вьетнама и ЮАР.
"Если сравнить наш рынок образования, бизнес–образования и даже онлайн–образования для школьников и дошкольников, он намного прогрессивнее, чем в странах Европы и Америке. Людям непогруженным кажется, что мы в этой сфере отстаем, на самом же деле это не так, в российском EdTech есть очень сильные игроки, мы входим в топ 5–10 стран по развитости этого рынка", — заключает генеральный директор компании "Технократ" Олег Петряшев.