Крендель, корюшка и минога: кто и как регистрирует региональные бренды

Автор фото: ТАСС

Год назад в России законодательно были зафиксированы региональные бренды. Но вала заявок на их регистрацию в Роспатент за это время не случилось и вряд ли случится.

Летом прошлого года в России вступили в силу изменения в гражданское законодательство. В частности, появилось новое понятие в интеллектуальном праве — географическое указание, которое СМИ окрестили "региональным брендом".
По условиям, одна из существенных стадий производства товара должна в обязательном порядке проводиться на определенной географической территории — той, на которую указывает бренд. Если регистрируется бренд "Астраханские помидоры", то выращиваться в Ленобласти они не могут. Коротко говоря, товар должен обладать особыми свойствами, которые определяются характерными для данного географического объекта природными условиями.
Требования к понятию регионального бренда стали проще. Ранее существовавшее наименование места происхождения товара (НМПТ), которое в праве осталось, обязывало все стадии производства товара проводить в одном месте. По замыслу законодателя, эти изменения, во–первых, должны были подстегнуть развитие региональных бизнесов, во–вторых, унифицировать российское право с зарубежным.
К примеру, за границей охраняются как географические указания островной лосось Клэр (Ирландия), паста Raviole du Dauphine (Франция), пиво Budejovicke Pivo (Чехия), Bayerisches Bier ("Баварское пиво"), итальянская виноградная водка Grappa и ирландский ликер Irish Cream. В нашей стране на момент подготовки этого закона действовало 170 регистраций НМПТ, 135 из них — российские. Зато только в Евросоюзе — более 3 тыс. географических указаний и наименований мест происхождения товаров.

Больше не будет

Год назад эксперты говорили об интересе бизнеса к этому инструменту и ожидали, что летом нынешнего года, после старта регистрации региональных брендов, в Роспатент будет подано много заявок. Однако этого не произошло по очевидным причинам: карантинные меры серьезно подорвали бизнес, поставив многие отрасли, по сути, на грань выживания. Ирина Косовская, советник адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры", полагает, что такой серьезной активности, как ожидалось, возможно, не будет. "Безусловно, хотелось бы, чтобы бизнес хотя бы к концу года постепенно восстановился. На мой взгляд, именно к этому времени и будет определенный рост числа подаваемых заявок", — прогнозирует эксперт.

Время на раскачку

По оценке патентного поверенного Светланы Усковой, гендиректора юридической компании "Усков и партнеры", предприниматели восприняли вынужденную паузу как время для обдумывания новых проектов и обновления форматов ведения бизнеса. Так, по ее словам, пандемия может повысить количество заявок на регистрацию нового объекта, так как выезд за границу ограничен на неопределенное время.
"Даже после открытия границ многие будут избегать поездок за рубеж, то есть регионам надо будет привлекать туристов, которые готовы путешествовать по России. Одним из маркетинговых и юридических инструментов будет регистрация географических указаний", — считает Светлана Ускова.
Хедлайнером процесса регистрации региональных брендов может стать не только туристическая отрасль, но и пищевая (продукты питания и напитки).

Выборгский рецепт

Сейчас ООО "Таверна" (Ленобласть) находится на финальной стадии регистрации регионального бренда — "Выборгский крендель". Рецепт этой выпечки, по легенде принесенный в город монахами–францисканцами, приближен к средневековым аналогам: рассыпчатое бездрожжевое тесто с большим количеством пряностей. Выпечка представляет собой восьмерку, которая символизирует руки монахов, сложенные во время молитвы. "Зарегистрировать бренд нам предложило правительство Ленобласти, из бюджета на эти цели выделили 95 тыс. рублей, мы оплатили еще 5 тыс. рублей. Сейчас процесс практически завершен — мы ждем документы из Роспатента", — рассказала "ДП" управляющая "Таверной" Дарья Макаровская.
Региональный специалитет продается в сувенирной упаковке и пока только в Выборге. В первую очередь продукт ориентирован, конечно, на туристов. До коронавируса предприятие продавало до 500 кренделей в день, но пандемия существенно снизила обороты "Таверны". Однако планов по расширению территории продаж у ООО пока нет. Причина кроется в опасениях владельцев регионального бренда за качество продукции: будет ли сторонняя организация так же строго следить, к примеру, за сроками реализации калачей? В планах, по словам управляющей "Таверной", организация в Выборге гастрофестиваля "Выборгский крендель", одним из мероприятий которого будет мастер–класс по приготовлению кренделя.
Добавим, что в процессе регистрации, по данным СМИ, находится еще один региональный бренд из Ленобласти — консервы "Ивангородская минога". Суоярвский хлебозавод (Карелия) подал заявку на регистрацию бренда "Карельская калитка" (вид выпечки), в процессе оформления находится туристический комплекс "Белые мосты".
Для бизнеса важно не только получить права на интеллектуальную собственность, но и защитить ее.
Контрафактные изделия, произведенные без соблюдения стандарта, могут существенно подорвать репутацию товара в глазах покупателей. Светлана Ускова, опираясь на свой опыт 2008 года, прогнозирует после стабилизации экономической ситуации большое количество претензий по нарушению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Наибольшее число географических указаний относится к продуктам питания и напиткам. Наличие исключительных прав на данный вид интеллектуальной собственности позволяет правообладателям привлекать потребителей в силу географических особенностей товара, бороться с контрафактом, а также оспаривать регистрацию похожих названий на имя лиц, не имеющих отношения к производству продуктов под соответствующим географическим указанием. Приведу пример из зарубежной практики. Ассоциация баварских пивоваров Bayerisher Brauerbund зарегистрировала географическое указание Bayerisches Bier ("Баварское пиво"), и через обращение в суд ей удалось запретить итальянскому филиалу Bavaria NV нидерландской компании использовать наименование Bavaria в Италии и аннулировать права на товарные знаки, включающие данное наименование.
Вера Зотова
Юрист Практики "Интеллектуальная Собственность И Информационные Технологии" петербургского офиса юридической фирмы "Борениус"
Мы проводим это мероприятие в Петербурге уже около 20 лет, у нас даже зарегистрирован товарный знак. Он представляет собой герб города, на котором перекрещены две корюшки. Однако этот бренд нам мало что дает. Новая Ладога, к примеру, тоже проводит праздник корюшки, называется он "Корюшка идет". Такой праздник же не запретишь проводить, это как Новый год — его могут праздновать все. Сейчас мы думаем о регистрации регионального бренда, правда, пока еще никаких практических шагов не сделали. Это сложный вопрос, требующий тщательной проработки. Необходимо проконсультироваться и с юристами по вопросам самой процедуры, и с маркетологами — по самому бренду. В общем, нам требуется помощь в этих вопросах.
Александр Гаврилов
Директор Праздника Корюшки