Год назад в России законодательно были зафиксированы региональные бренды. Но вала заявок на их регистрацию в Роспатент за это время не случилось и вряд ли случится.
Летом прошлого года в России вступили в силу изменения в гражданское законодательство. В частности, появилось новое понятие в интеллектуальном праве — географическое указание, которое СМИ окрестили "региональным брендом".
По условиям, одна из существенных стадий производства товара должна в обязательном порядке проводиться на определенной географической территории — той, на которую указывает бренд. Если регистрируется бренд "Астраханские помидоры", то выращиваться в Ленобласти они не могут. Коротко говоря, товар должен обладать особыми свойствами, которые определяются характерными для данного географического объекта природными условиями.
Требования к понятию регионального бренда стали проще. Ранее существовавшее наименование места происхождения товара (НМПТ), которое в праве осталось, обязывало все стадии производства товара проводить в одном месте. По замыслу законодателя, эти изменения, во–первых, должны были подстегнуть развитие региональных бизнесов, во–вторых, унифицировать российское право с зарубежным.
К примеру, за границей охраняются как географические указания островной лосось Клэр (Ирландия), паста Raviole du Dauphine (Франция), пиво Budejovicke Pivo (Чехия), Bayerisches Bier ("Баварское пиво"), итальянская виноградная водка Grappa и ирландский ликер Irish Cream. В нашей стране на момент подготовки этого закона действовало 170 регистраций НМПТ, 135 из них — российские. Зато только в Евросоюзе — более 3 тыс. географических указаний и наименований мест происхождения товаров.
Больше не будет
Год назад эксперты говорили об интересе бизнеса к этому инструменту и ожидали, что летом нынешнего года, после старта регистрации региональных брендов, в Роспатент будет подано много заявок. Однако этого не произошло по очевидным причинам: карантинные меры серьезно подорвали бизнес, поставив многие отрасли, по сути, на грань выживания. Ирина Косовская, советник адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры", полагает, что такой серьезной активности, как ожидалось, возможно, не будет. "Безусловно, хотелось бы, чтобы бизнес хотя бы к концу года постепенно восстановился. На мой взгляд, именно к этому времени и будет определенный рост числа подаваемых заявок", — прогнозирует эксперт.
Время на раскачку
По оценке патентного поверенного Светланы Усковой, гендиректора юридической компании "Усков и партнеры", предприниматели восприняли вынужденную паузу как время для обдумывания новых проектов и обновления форматов ведения бизнеса. Так, по ее словам, пандемия может повысить количество заявок на регистрацию нового объекта, так как выезд за границу ограничен на неопределенное время.
"Даже после открытия границ многие будут избегать поездок за рубеж, то есть регионам надо будет привлекать туристов, которые готовы путешествовать по России. Одним из маркетинговых и юридических инструментов будет регистрация географических указаний", — считает Светлана Ускова.
Хедлайнером процесса регистрации региональных брендов может стать не только туристическая отрасль, но и пищевая (продукты питания и напитки).