Один за всех, и все за одного: чем Франция ответила коронавирусному кризису

Франция оказалась среди первых стран, пострадавших от захватившей весь мир пандемии коронавируса. Правительство Французской Республики вынуждено было в срочном порядке подготовить ответ на санитарный кризис небывалого масштаба. Достоверной информации о новом вирусе не было, возможность положиться на опыт других стран также отсутствовала. Было очевидно, что государственные меры должны основываться на двух приоритетах, частично противоречащих друг другу в сложившихся условиях: сохранение здоровья граждан и минимизация негативных социально-экономических последствий от пандемии.
Был сделан осознанный выбор: обеспечение санитарно-гигиенической безопасности в стране стало важнейшим приоритетом. Это, с одной стороны, выбор в пользу гуманистических ценностей, особенно в отношении защиты наиболее уязвимых, пожилых или имеющих проблемы со здоровьем граждан; это одновременно и выбор, продиктованный здравым смыслом, ведь необходимо избежать перегруза в системе здравоохранения, особенно в службе скорой помощи и отделениях реанимации. Именно поэтому ограничительные меры были достаточно строгими, нарушения самоизоляции карались штрафами. Перемещения граждан были возможны лишь в случае жизненной необходимости или для выполнения профессиональной деятельности в жизненно важных для страны отраслях. Чтобы предотвратить распространение новой коронавирусной инфекции на всей территории страны поездки на большие расстояния также были запрещены.
Строгость ограничительных санитарных мер и снижение темпов распространения коронавируса дали возможность перейти с середины мая к плану постепенного выхода из карантина, который подразумевает несколько этапов. После реализации первых двух этапов роста эпидемии обнаружено не было. Президент Франции Эмманюэль Макрон объявил об отмене последних ограничений по открытию помещений торговли и заведений общественного питания, которые находились в парижском регионе, а также подтвердил возобновление работы школ с 22 июня. Запрет остаётся на многолюдные собрания граждан, и в частности культурные мероприятия.
Что касается экономической ситуации, то необходимо отметить, что французское правительство быстро столкнулось с очевидностью жёстких последствий пандемии на экономическую деятельность и занятость населения. Было принято решение действовать на опережение, отдавая предпочтение сохранению производственных мощностей и человеческого капитала, чтобы не допустить окончательной потери многочисленных рабочих мест. Очень важно минимизировать негативные социальные последствия карантинных мер.
Как и в программе выхода из санитарного кризиса, в этом случае также был применён поэтапный подход. В конце марта в стране был утверждён план по выходу из чрезвычайной экономической ситуации и определён ряд мер для поддержки бизнеса и сохранения рабочих мест. Среди наиболее важных мер защиты бизнеса было применение механизма компенсации частичной занятости, чтобы защитить от массовой безработицы сотрудников компаний, несущих наиболее крупные убытки. Господдержка подразумевает покрытие от 70% заработной платы сотрудника до 100% в таких отраслях, как, например, туризм и культура, которые оказались среди наиболее пострадавших от пандемии. Также был введён механизм предоставления банковских кредитов под государственные гарантии для предприятий любого уровня, размер фонда был со временем увеличен со 110 млрд евро до 300 млрд. Правительством были также предусмотрены меры по отсрочке налоговых и социальных платежей и разработаны механизмы урегулирования отношений предприятий с банками, чтобы облегчить решение вопросов с платежами. Более того, была оказана поддержка наиболее уязвимым малым предприятиям, имеющим менее 10 сотрудников и 1 млн евро товарооборота, которые вносят большой вклад в обеспечение занятости населения. Многие из них вынуждены были полностью остановить свою деятельность: из Фонда солидарности были выделены средства тем компаниям, которые потеряли более 50% своего оборота.
Начиная с середины мая благодаря смягчению ограничительных мер акцент был сделан на восстановление экономики: например, были введены программы поддержки национального автопрома и авиационной отрасли, деятельность которых значительно пострадала в условиях пандемии. Эти программы господдержки направлены, в частности, компаниям-поставщикам, технологический потенциал которых крайне важен для развития данных отраслей на международном рынке. Другие программы разработали для поддержки инновационных и экспортирующих компаний, предвосхищая повышенный уровень конкуренции в мире в посткризисный период. Франция уверена, что важный акцент в плане восстановления после кризиса как на национальном, так и на европейском уровне должен ставиться на инвестиции в технологии будущего, связанные с зелёной экономикой. Ни в коем случае нельзя умалять из-за кризиса важность реализации поставленных экологических задач.
Меры борьбы с последствиями пандемии были также реализованы на уровне Евросоюза. Франция всегда отстаивала необходимость коллективного ответа. Вопреки тому, что иногда писали, Евросоюз не был парализован в противостоянии кризису: как Европейский центральный банк, так и правительства стран ЕС оперативно активировали различные существующие механизмы, позволяющие предложить немедленный ответ макроэкономического характера, чтобы ограничить падение экономик стран, взаимозависимость которых очень сильна. Страны-партнёры по-разному пострадали от кризиса, с предполагаемым уровнем рецессии от 5% до 10% в 2020 году, и поэтому важно не допустить увеличения расхождений. Крайне важен этап восстановления, в частности, через инвестиции в технологии будущего. Правительство Французской Республики имеет проактивный подход и ставит акцент на политической и экономической солидарности между странами-партнёрами. Именно это видение и нашло отражение в объявленной франко-немецкой инициативе по созданию Плана по восстановлению из кризиса, который должен быть реализован с помощью нового европейского механизма коллективного финансирования инвестиций. Европейская комиссия предложила программу в 750 млрд евро, из которых 500 млрд будут представлены в виде грантов.
Уго де Шаваньяк, генеральный консул Франции в Петербурге