Атрибут лета: жаркая неделя в Петербурге резко увеличила спрос на купальники

Автор фото: Валентин Беликов
Его не ждали, но вот и он: спрос на чуть ли не главный атрибут лета — купальники. В этом сезоне вряд ли стоит надеяться на открытие заграничного пляжного сезона, да и бассейны пока всюду закрыты, но купальники, несмотря ни на что, разлетаются из рук производителей. Что это: желание благородно провести отпуск на даче или косвенный признак небывалого ажиотажа вокруг внутреннего туризма?

От апреля до продажи

В контексте пандемии то и дело мелькали нешуточные фразы: "потребление станет рациональным", "бренды одежды разорятся" и, как следствие, "мир не станет прежним".
Удивительное дело: с наступлением тепла алармизм блекнет, а потребительские привычки возвращаются. Лето за окном (пускай даже квартиры, а не зарубежного "ресорта") — значит, пора покупать купальники. И вот ожидание глобальных проблем для производителей пляжной одежды внезапно, но своевременно обернулось спросом. Среди "спасителей" брендов — жаркое лето в Петербурге и уже виднеющаяся возможность внутреннего туризма.
"С середины мая все идет очень хорошо: в таких же объемах, что были до изоляции. Думаю, это эффект запретного плода: никому нельзя ездить за границу, но все резко захотели отдохнуть. Большинство берут купальники для дач и загородных домов. Мы продержались, перетерпели карантин и сейчас уже почти вернулись в нормальное рабочее состояние", — делятся наблюдениями владельцы бренда купальников Galka Black.
В бренде NIKYOU STORE отмечают: в первые 2–3 недели после объявления самоизоляции спрос на купальники значительно упал, люди боялись выходить из дома за посылками и даже принимать курьеров. "Но как только пришло тепло и общая паника спала, спрос восстановился", — говорит создательница бренда Дарья Никитина.
"Нулевым" месяцем, по словам Алены Чистяковой, основательницы бренда купальников BANISTA, стал апрель, который традиционно был "жарким" периодом продаж из–за подготовки клиенток к майским праздникам. В этом году возвращение утраченного спроса пришлось на май. "И все же говорить о показателях прошлых лет еще рано. Это предсказуемо: единственный вид отдыха — это пока только дача или водоемы Ленинградской области", — говорит Алена Чистякова.
Но для некоторых производителей купальников в Петербурге "карантинное" время вовсе стало импульсом к развитию бизнеса. Так, в Soul Love Lingerie признаются: спрос на пляжные модели вырос по сравнению с прошлым годом, хотя этого никто не ожидал. Причина — в переходе клиенток к онлайн–шопингу: именно сейчас бренды, для которых Instagram был основной площадкой для продвижения, стали в разы заметнее на фоне офлайн–розницы.
Окрепнуть успели и те марки, которые начинали свое дело лишь год назад. Для них "сезон изоляции" в сравнении со стартовым прошлогодним периодом стал куда более успешным — именно так произошло с купальниками от MAURI. По словам создательницы бренда Ольги Настыч, в основном (примерно на 60%) заказы идут именно из Петербурга.
В целом производители купальников отмечают, что петербурженки составляют от 40 до 60% аудитории местных брендов. Также много заказов поступает из Краснодарского края и Крыма — регионов, где пляжный сезон естественным образом наступает раньше.

Материалы в ущерб

Нагрянувший спрос тем не менее не отменил трудностей, с которыми бренды пляжной одежды сталкивались в наиболее активное изоляционное время. В основном приходится решать проблемы с перебоями в поставках материалов.
"Наш бренд оказался в тяжелом положении, ведь мы начали нашу деятельность всего за несколько месяцев до пандемии. Мы не могли предположить, что вскоре все производства будут закрыты, а поставки тканей из Италии — приостановлены. Спасло то, что до карантина мы успели заказать большую партию материалов, и наши работники уже начали отшивать коллекцию", — делятся опытом в бренде ANVI Wear, который с недавнего времени развивает линейку ANVI Swim.
Действительно, меньше всего проблем было у тех, кто хранит сырье на непредвиденный случай, — такую тактику выбрали для себя в марке вязаных купальников TerritoryKnit. "У каждой уважающей себя вязальщицы есть свои запасы. На них можно прожить изоляцию и большую по времени", — уверена создательница марки Галина Кожаева.
Сложнее пришлось тем, кто столкнулся с перебоями в поставках фурнитуры. "Сроки доставки увеличились. Раньше мы могли что–то срочно докупить — например, 10 регуляторов или колец для бретелей. Сейчас же такой возможности нет, поскольку мы не можем отслеживать ассортимент совсем маленьких магазинов. Но главное, что поставщики — такие же предприниматели, как мы, и идут на уступки", — говорят в Galka Black.
Еще одна проблема — возрастающая себестоимость товара, которая пока все же не отражается на финальной цене: бренды попросту стараются "не распугать" клиентов.
"Из–за пандемии у нас не было больших проблем с материалами: на производстве есть запас ткани. Но из–за того, что курс валют подрос, увеличилась и себестоимость изделия. Причем подорожали не только ткани, но и все комплектующие", — говорит Эли Гордеева, создательница бренда купальников с авторскими принтами Sea Tales.
Общая проблема для большинства предпринимателей в самых разных сферах — необходимость срочного перехода в онлайн — не обошла стороной и производителей купальников.
"Обычно представленность в шоурумах — это один из способов привлечь клиентов, которые любят прийти в магазин, все посмотреть, потрогать, примерить. Сейчас же шоурум работает как интернет–магазин с доставкой", — рассказывают в бренде купальников MOLLAMO.
"В первый месяц карантина было тяжело, продаж не было совсем. Пришлось даже расторгнуть договор с торговым комплексом, где мы арендовали площадь. Теперь же ситуация стала налаживаться: мы работаем онлайн и, скорее всего, будем больше развивать именно такой способ продаж", — делится планами Полина Векслер, дизайнер и создательница Wow Swim.
Нашлось место и для позитивных изменений: по словам производителей, спрос на купальники вырос из–за тенденции поддержки локальных брендов в непростое для них время. "Многие выбрали нас именно потому, что у нас российское производство", — уверены в ANVI Swim.
В итоге те, кому еще в апреле было "ни до чего", уже сейчас закупаются купальниками для загородного отдыха и просто "на будущее". По крайней мере в этом простом желании уже виднеется, как тот самый "изменившийся мир" постепенно оживает и становится прежним.
Интересоваться купальниками стали меньше, особенно это было заметно в апреле–мае. Спрос настолько упал, что зимой купальники покупали даже больше, чем во время самоизоляции. С начала июня все вернулось в норму: как только сообщили, что Крым открывают, сразу же взлетели продажи. Интересно, что сейчас меньше берут слитные купальники. Думаю, это связано с тем, что закрыты все бассейны: в основном такие модели выбирали для плавания. С материалами в период самоизоляции проблем не возникло, но цены на них выросли. Стоимость же своей продукции пока не увеличиваем, максимально стараемся делать скидки, чтобы поддержать спрос. Преимущественно купальники заказывают девушки из других городов, петербурженки покупают меньше. В основном заказы идут из Краснодарского края: там давно держится тепло, многие живут у моря. А девушки из Петербурга, видимо, еще не определились с планами на лето. Свои купальники мы продаем не только через Instagram, они представлены еще и на Wildberries. Там, конечно, все также сильно просело: в марте–апреле запретили примерку, а купальники — такая вещь, которую девушки обычно не берут моментально. Но сейчас все уже возвращается на круги своя, и за лето, думаю, мы выполним план, который перед собой ставили.
Светлана Кассина
Создательница бренда купальников Lazurine
В начале сезона — периода ранних отпусков и бронирований — мы столкнулись с ситуацией ступора: у нас не заказывали вообще ничего. Люди в панике забыли о своих отпусках и старались скорее вернуть деньги за несостоявшийся отдых. Спрос, конечно, упал, поэтому мы временно занимались шитьем масок. Но в течение последнего месяца заказов стало больше, и мы даже вышли на мелкий опт — стали отшивать партии купальников для других интернет–магазинов. Поэтому работы сейчас очень много. С тканями в это время все было достаточно просто. Хотя, конечно, поставщики стали предлагать меньший выбор материалов из–за того, что спрос упал, а значит, и тканей начали возить немного, всего по чуть–чуть. А вот с фурнитурой сложности были всегда. Но за долгий период работы у нас накопились запасы, поэтому пока не страдаем от нехватки сырья. Больше всего заказывают купальники в Москву и Московскую область, а также Санкт–Петербург. Лишь 20% от общего числа заказов — другие города.
Екатерина Копосова
Создательница бренда купальников Fava