Война скидок и "домик в деревне": контуры будущего туристического рынка ЕС

Автор фото: Коллаж: Алена Марченко, фото: Vostock-photo

Гражданская авиация в Евросоюзе вернётся к оборотам 2019 года только через 3–4 года, а туристический сектор надеется на спасение исключительно за счёт внутреннего потребителя. В индустрии роскоши и вовсе ожидают "тяжёлое время и нищету".

Пандемия коронавируса и всеобщая самоизоляция с закрытием границ в ЕС в первую очередь ударила по туристическому сектору, гражданской авиации и индустрии роскоши. "В сравнении с мартом 2019 года расходы туристов в Европе сократились на 68,4%, а только расходы туристов из Китая упали на 84,6%. Больше всего пострадала Италия — здесь расходы упали на 96%. Предположительно, за апрель этих же показателей достигнут и остальные страны ЕС", — пишет Business Insider, руководствуясь исследованием швейцарского банка UBS.

Обороты туризма стремятся к нулю

Локдаун развалил целые отрасли как карточный домик. Даже после снятия карантина в гражданской авиации никто не рассчитывает на быстрое возобновление темпов. Это, в свою очередь, гарантирует пустые гостиницы и рестораны, и уж точно запуганное население в последнюю очередь будет тратить деньги на предметы роскоши.
Например, в марте продажи Chanel, Gucci и Louis Vuitton в ЕС снизились на 78%. "Правительства европейских стран будут поэтапно сокращать введённые из-за коронавируса ограничительные меры, но, когда это случится, до сих пор неясно. Аналитики UBS предполагают, что магазины предметов роскоши откроются не раньше мая, а это окажет огромное влияние на этот бизнес", — считает Business Insider.
И если в 2019 году, по данным консалтинговой и исследовательской компании Bain & Company, мировой рынок роскоши увеличился на 4%, достигнув 1,3 трлн евро, то в этом году падение составит как минимум 40%. "Испанский сегмент отрасли роскоши рос вместе с растущим туризмом. В Великобритании потребление росло из-за падающего фунта стерлингов, а в России и дальше тратили богачи. В Германии рынок роскоши был в стагнации из-за замедляющейся экономики, а во Франции — из-за социальных беспокойств", — описывает 2019 год Bain & Company.
Всего этого сейчас нет, и дальше только "тяжёлое время и нищета". "Сотни тысяч работников сектора торговли в настоящий момент без работы, магазины закрыты, пандемия гонит инвесторов и потребителей как можно дальше от роскоши", — это уже мнение из исследования после опроса 1,4 тыс. профессионалов из отрасли моды, который провела консалтинговая компания McKinsey. По прогнозам CNN, волна банкротств в отрасли роскоши во всём западном мире продлится 18 месяцев. "Эти банкроты вызовут эффект домино, поскольку заказов лишатся швейные предприятия. Им придётся уволить миллионы работников", — утверждает CNN. Это больше всего касается фабрик Бангладеш, Индии и Камбоджи.

Потери — триллионы долларов

По оценке Global Tourism Forum, весь мировой туристический сектор в 2020 году может потерять 1 трлн долларов США, притом что совокупный доход равен $1,7 трлн. "Оценивая скорость распространения вируса и его воздействие на туризм, работу в этом секторе может потерять 50 млн человек", — считает глава этой организации Булут Бахчи. Его цитирует турецкое новостное агентство Anadolu.
На сегодняшний день общее падение составило 70% и продолжает увеличиваться. "С туризмом напрямую или косвенно связано 60 отраслей экономики. Если просчитать общие потери в этих сферах, ущерб может достигнуть 5 трлн долларов США. Кроме того, если даже пандемия прекратится, оживление не будет быстрым и лёгким", — считает президент GTF.

В гражданской авиации готовятся к "войне цен"

О прибылях не думают и в гражданской авиации. Как только карантин снимут, начнётся "война цен", уверены в главном лоукостере ЕС — компании Ryanair. Руководитель компании Майкл О'Лири, кажется, единственный в отрасли, кто рассчитывает на быстрый рост. Он исключает долгую раскачку и уже готовится к "массовому ценовому демпингу".
В интервью Reuters глава компании злился на пакет помощи в несколько миллиардов евро для Lufthansa и Air France — KLM, обещая подать апелляционную жалобу на Брюссель, который одобрил такой пакет помощи, искажающий, по мнению предпринимателя, конкуренцию.
По поводу жалобы немецкий и французский авиаперевозчики молчат, а вот с оптимистическими прогнозами роста спроса категорически не согласны. По мнению конкурентов Ryanair, гражданская авиация в ЕС достигнет оборотов 2019 года только в 2023–2024 годах. С таким выводом согласны и в Международной ассоциации воздушного транспорта IATA.
В свою очередь, Майкл О'Лири уверен, что ограниченные полёты в ЕС начнутся уже в мае. Позже, в июле-августе, их будут поощрять большими скидками. "Множество людей в Северной Европе заперлись в своих домах. Как только станет достаточно безопасно, пока детям не нужно возвращаться в школы, они все захотят выбраться на каникулы", — считает глава Ryanair.
По его мнению, совсем скоро полётов станет столько же, сколько и раньше, но цены при этом будут гораздо ниже.
"Как только отменят запреты на путешествия, мы начнём продавать билеты со скидкой, как и другие авиакомпании", — подчеркнул Майкл О'Лири.

Внутренний потребитель как аппарат ИВЛ для туризма

А пока такого оптимизма не испытывает больше никто, единственным спасением для туристической отрасли остаётся местный потребитель. Внутренний туризм совершенно точно в первый посткарантинный период расцветёт, считают аналитики.
В Греции, в которой, к слову, очень низкий уровень распространения коронавирусной инфекции, уже призывают местных жителей активно путешествовать в этом году внутри страны. Цены на гостиницы обещают низкие, кто-то всё равно разорится, но есть шанс сохранить инфраструктуру хотя бы частично. Даже запустили англоязычный девиз Let‘s save tourism together! ("Сохраним туризм вместе!").
Очевидно, что такой подход в этом сезоне будет главным во всех странах ЕС. Даже при снятии ограничений жителям будет психологически сложно отдыхать, постоянно думая о коронавирусе. Уж лучше в своей собственной стране, без риска застрять из-за, например, второй волны COVID-19.
В соседней Прибалтике уже готовятся к подъёму внутреннего туризма. "Этим летом у Ниды есть шанс превратиться в литовский Монако", — заявил литовскому порталу 15min мэр города Дарюс Ясайтис. "Этим летом надо планировать путешествия по нашей прекрасной Литве. Но, если ситуация в Европе будет изменяться в оптимистичном направлении, возобновятся полёты, можно будет выбрать, как путешествовать и куда путешествовать", — вторит ему премьер Литвы Саулюс Сквернялис.
Руками потирают в курортной Паланге, в санаториях Друскининкая, да и на других прибалтийских курортах — в Латвии и Эстонии.
Неожиданный эффект — рост спроса на заброшенные хутора и домики в пустых деревнях. Агентства по недвижимому имуществу фиксируют резкое повышение интереса со стороны городских жителей, которые устали сидеть 1,5 месяца взаперти в квартирах и хотят дёшево купить участок земли, хотя бы и с полуразрушенным сараем. Сейчас участок с хижиной и 30 сотками в относительной близости от Вильнюса можно приобрести всего за 10 тыс. евро.
Всплеск внутреннего туризма, пусть и на краткосрочную перспективу, грозит раздуть цены на услуги. Раз никуда не вылететь, а отдохнуть хочется, ситуацией могут и воспользоваться.
Михаил Киселёв, Вильнюс, Литва