Компания "Репетитор.ру" при поддержке Сбербанка запустила программу "Репетитор и налоги". Теперь педагогам будет проще оформить статус самозанятых.
Для физлиц ставка составит 4%, для юридических — 6%. Как сообщают в компании, участники программы получат на платформе специальный значок "Регистрация в ФНС", что позволит им повысить свой рейтинг и увеличить количество клиентов.
CEO "Репетитор.ру" Анатолий Жислин замечает, что, по официальной статистике ФНС, на 1 января 2020 года количество частников–педагогов, получивших статус плательщиков налога на профессиональный доход, составило лишь 3047 человек. Причем в Петербурге из тени вышли только 13, остальные так и находятся в серой зоне. Анатолий также отмечает, что в общей сложности на платформе "Репетитор.ру" зарегистрированы 15 тыс. человек, в их числе из Петербурга — 2 тыс. Остальные работают по принципу сарафанного радио — находят клиентов через друзей и знакомых.
Жислин говорит: если вообразить невозможное и предположить, что все репетиторы платят налоги по ставке 4%, — в год Петербург может получать около 65 млн рублей. Если смотреть на вещи трезво, результат получается меньше в несколько раз. "Допустим, город получит 6,5 млн рублей. Это немного, но ситуацию можно и нужно улучшать. Рынок репетиторских услуг считается одним из самых быстрорастущих секторов экономики, а находится он главным образом в тени", — комментирует он.
В целом эксперты отмечают, что спрос на частные уроки только растет. Сопредседатель профсоюза "Учитель" Марина Балуева говорит, что если раньше школьный заработок превышал возможный репетиторский и работать в учебном заведении было ненамного, но выгоднее, то сейчас почасовое среднее значение школьного заработка уже меньше частного.
Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования Галина Рожко замечает, что давление администрации на учителей в школах в последнее время только усиливается, поэтому многие предпочитают уйти полностью в частную практику. "С учетом появления цифровых технологий, непростых условий труда в школе и потребностей рыночной экономики рынок репетиторских услуг продолжит рост. Учителям такой способ заработка позволяет и нервы сохранить, и иметь источник дохода", — комментирует она.
Эксперт также считает, что выводить специалистов из тени уже давно пора: "Конечно, людей сложно замотивировать на это. Даже если репетиторство для учителя — лишь дополнительный заработок, лучше придать ему форму самозанятости, так сегмент приобретает хоть какие–то законодательные очертания". Рожко замечает, что с правовой точки зрения инициатива правильная и, в общем, полезная, но как программа будет работать на практике — еще большой вопрос.