Д. Кильцова, Д.Маракулин, В.Чикнаева Все статьи автора
12 марта 2020, 16:12 405

Межсубъектные постройки. Главные тендеры февраля

Обновленный участок трассы "Скандинавия".
Обновленный участок трассы "Скандинавия".
Фото: Ваганов Антон

Новые правила не меняют статус–кво на дорогах, а тяга к риску требует внимательности. "ДП" всмотрелся в тендеры февраля.

Отвечающее за федеральные трассы в нескольких регионах СЗФО ФКУ "Упрдор "Северо–Запад"разыграло аукцион на второй этап реконструкции участка трассы А–181 "Скандинавия" за 13,6 млрд рублей. Закупка прошла в соответствии с изменениями в 44–ФЗ, призванными повысить конкуренцию на торгах. Однако в случае со "Скандинавией" перемен не произошло — очередной контракт достался АО "ВАД".

Дерзнувшие в столицах. Итоги январских тендеров

Дерзнувшие в столицах. Итоги январских тендеров

1536
Дарья Кильцова, Дмитрий Маракулин

Нормы новые, лица старые

Речь о реконструкции 35–километрового участка трассы от поселка Огоньки до поселка Кирпичное с 65–го по 100–й км (подэтап 2.3 этапа 2). Летом прошлого года АО "ВАД" без конкуренции выиграло контракт на еще один подэтап в рамках этого участка за 8 млрд рублей, а также на реконструкцию участка с 100–го по 134–й км от поселка Кирпичное до начала обхода Выборга. ВАД же занимались реконструкцией А–181 до Огоньков.

Одной из целей внесения изменений в закон о закупках было упрощение требований к потенциальным подрядчикам. Теперь участники торгов в первой части заявки выражают свое согласие с опубликованной проектной документацией, раньше же им приходилось указывать конкретные показатели на основании требований заказчика. Заказчики с помощью инструкции по заполнению заявки могли превратить этот процесс в разгадывание захватывающего ребуса, говорят участники рынка.

То, что аукцион прошел по–старому, никого не удивило. На протяжении долгого времени в закупках "Упрдора" не было конкуренции как таковой. В большинстве случаев до торгов доходил только один участник. Заказчики устанавливают квалификационные требования: для закупок дороже миллиарда рублей стоимость выполненных за последние 3 года работ — не менее 20% от начальной максимальной цены разыгрываемого контракта (НМЦК). То есть для НМЦК, равной 13,6 млрд рублей, это больше 2,7 млрд.

Помимо ВАД из петербургских подрядчиков в реконструкции "Скандинавии" мог поучаствовать только "АБЗ–Дорстрой", выполнявший работы по строительству участка набережной Макарова в Петербурге к ЧМ по футболу 2018 года.

В "Упрдоре" не считают отсутствие конкуренции на их торгах негативным явлением. "Участник закупки должен соответствовать предъявляемым заказчиком требованиям, обладать всеми необходимыми технологиями, парком техники и иметь в штате квалифицированных сотрудников, которые справятся с поставленными задачами. А почему те или иные дорожно–строительные организации не принимают участие в конкурсных процедурах — не заказчику отвечать", — прокомментировали в управлении.

Госзаказ не терпит пустоты. Главные тендеры ноября

Госзаказ не терпит пустоты. Главные тендеры ноября

889
Марина Елецкая, Светлана Зобова

Вверх по судебной лестнице

Жалоба на заключение госконтракта на строительство нового отделения экстренной медпомощи НИИ им. Джанелидзе, подписанного летом 2019 года с ООО "БалтИнвестСтрой", за 3,6 млрд (см. "ДП" № 93 от 26.06.2019) в феврале 2020–го продолжила движение по судебным инстанциям. Стройка при этом уже ведется. Как следует из картотеки арбитражных дел, Арбитражный суд Московского округа принял к производству кассационную жалобу петербургского ГКУ "Фонд капитального строительства и реконструкции" (ФКСР).

Закупка сопровождалась заявлениями в ФАС. В апреле 2019–го в Федеральную антимонопольную службу России обратилось ООО "Современные монолитные конструкции" из Московской области (выручка в 2018–м — 358 млн рублей, реализует в Петербурге два госконтракта), которое оспаривало некоторые положения конкурсной документации. Ведомство пришло к выводу о нарушении закона о контрактной системе и выдало предписание об устранении нарушений. Однако в июне 2019–го госзаказчик — ФКСР — обратился в Арбитражный суд Москвы, обжалуя решение ФАС (ФКСР полагает, что ФАС не перечислила конкретные действия, которые необходимо произвести госзаказчику, и дала неверную оценку его действиям). Впрочем, Арбитражный суд Москвы не согласился с доводами фонда, полностью отказав петербургскому учреждению в удовлетворении требований. Апелляционная инстанция, куда пожаловался ФКСР, оставила в силе решение первой инстанции. И вот в феврале дело ушло в кассацию. Очередное заседание намечено на конец марта.

Пограничные состояния

Крупные по цене контракты в Ленинградской области касались социальной сферы. ООО "СтройАльфа–гипс" за 303,8 млн планирует построить общежитие (для педагогического колледжа) в Гатчине (НМЦК — 308,4 млн), а ООО "Строительная компания "Мегаполис" за 246,2 млн — амбулаторию во Всеволожском районе. В обоих случаях победителям пытались составить конкуренцию, однако соответствующими требованиям признали только одну заявку.

В "медицинском подряде" конкуренцию петербургской компании пыталась составить фирма, зарегистрированная в Москве, — ООО "Строймонолитсервис" предложило цену на миллион меньше победителя, но не справилось с документальной частью. Причина отклонения — непредоставление выписки из реестра СРО, выданной не раньше чем за месяц до окончания подачи заявок на участие в аукционе. При этом компания в СРО состоит. Возможно, подвела неопытность, так как заход на петербургский рынок — вообще первый опыт участия в госторгах. Любопытно, что у проигравшего ООО выше лимит по максимально возможной сумме для заключения контрактов (утверждается решением фирмы) — 3 млрд рублей (у более удачливого конкурента — 500 млн). Сумма господрядов ООО "СК Мегаполис" в 2019–м — 284,7 млн, самый крупный (на 183 млн) — от Управления строительства Ленобласти.

В начале февраля был заключен госконтракт на 611 млн рублей на строительство школы на 400 учеников во Всеволожском районе. Подрядчиком стало ООО "ДВК–Дорстрой" (выручка в 2018 году — 1,78 млрд). Помимо участия в торгах на строительство соцучреждений (в 2019–м получен контракт на возведение детсада в микрорайоне "Новый Оккервиль" за 327 млн) в 2018–м компания строила выезд из ЖК "Новое Мурино" к Муринской дороге. Власти Северной столицы заявляли, что выезд был устроен без их согласования. "Виновным лицам (заказчику и производителю работ) назначено наказание в виде административных штрафов на общую сумму 630 тыс. рублей", — сообщал комитет по развитию транспортной инфраструктуры.

11 февраля комитет по промышленной политике заключил контракт на организацию экспозиции Петербурга и проведение мероприятий в рамках ПМЭФ–2020. Цена вопроса — 51 млн рублей. Подрядчик традиционный — ООО "ЭкспоФорум–Дизайн" (в 2019–м — 49,9 млн, в 2018–м — 47 млн). "Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств вследствие обстоятельств непреодолимой силы, не позднее 15 календарных дней с момента их наступления в письменной форме извещает другую с приложением документов, удостоверяющих факт наступления указанных обстоятельств", — значится в контракте.

Нарушения, допущенные при проведении конкурса на строительство отделения НИИ им. Джанелидзе, очевидные и распространенные. Суды неоднократно высказывались о недопустимости объединения в один лот работ по строительству и поставке функционально не связанных друг с другом товаров (мебели и медицинского оборудования). Поэтому шансы на удовлетворение кассационной жалобы минимальные. В то же время рассматриваемое дело примечательно по другой причине. Из данных портала госзакупок следует, что контракт на строительство объекта все–таки был заключен в июне 2019 года с ООО "Балтинвестстрой". Сделано это было по результатам все того же аукциона, исправленная документация которого была размещена на сайте в мае 2019 года. Однако она содержит все те же самые недостатки, которые ранее были выявлены ФАС. Отличие заключается лишь в том, что на этот раз аукционная документация не была оспорена заинтересованными лицами, а предыдущий податель жалобы, по всей видимости, утратил интерес к контракту. Очевидно, что фактическое игнорирование госзаказчиком предписаний ФАС, законность которых подтверждена в судебном порядке, не способствует развитию данного сектора экономики.
Дмитрий Сурчаков
Партнер Юридической Фирмы "Степачков И Сурчаков"
Сейчас рассматривается очередной пакет поправок в 44–ФЗ. Планировалось, что Госдума одобрит изменения еще осенью. Но обсуждения продолжаются, проходят совещания рабочих групп. Новое правительство критически оценило проект новаций, акцентируя внимание на достижении конечной цели — эффективного использования бюджетных средств. И это правильная позиция! Но ключевая проблема — за основу изменений все–таки приняли "прошлогодние результаты работы" Минфина России и ФАС России. Многие наверняка просмотрели проект — он состоит из более 200 листов, которые опять же предусматривают изменения процедурных вопросов. Справедливый вопрос: какие его нормы направлены на реализацию и достижение конечной цели закупок? В отсутствие четко разработанной концепции правового регулирования все предложенные и обсуждаемые изменения превращаются в "процедуру ради процедуры". 66 поправок в 44–ФЗ за 6 лет, более 300 подзаконных актов с учетом постоянно вносимых в них изменений. Смогли ли регулятор (Минфин России), контролер (ФАС России) решить поставленные задачи и достичь реальной цели закупок? А ведь они работают не первый месяц и даже не первый год в этой сфере!
Виталий Кикавец
Заместитель Заведующего Кафедрой Финансового Права Фгбоуво "Российский Государственный Университет Правосудия"
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама