За год очевидно больше стало попадаться кордонов ДПС — обратил внимание, что гаишники на обочинах все чаще стоят. То отдельный батальон такой–то, то отдельный батальон сякой–то, то Всеволожское ГАИ. До этого кордонов несколько лет не замечал. Ужасные сокращения штатов, говорили в МВД. Но не сказать, что исчезновение гаишников с обочин плохо сказалось на безопасности движения. Никак не сказалось: как народ ездил, так и продолжил.
А теперь опять ДПС появилось. Когда останавливают, всегда спрашиваю: почему остановили?
— Ориентировка, — отвечают.
— На что?
— На автомобиль вашей марки.
А сами останавливают разные машины, не только "Мерседесы". То есть врут.
В общении с сотрудниками ГИБДД важно иметь психологическую устойчивость. Рассказывают, что одна дама ее не проявила.
Едет она на своем хорошем автомобиле. А вчера бокал вина выпила. То есть вчера бокал, а сегодня на красивом автомобиле. Ее, понятно, останавливают. Спрашивают: пили?
Она начинает говорить, что нет, совсем не пила. Но гаишник, даром что выглядит как человек, не читавший Фрейда и Юнга, чувствует в даме неуверенность. Сейчас, говорит, протокольчик составим и поедем на медицинское освидетельствование.
Дама в красивом автомобиле: ой, ай. Опасается за бокал вина. И мужа боится, он суров.
Гаишники готовы войти в положение, потому что сами — суровые мужья.
Мы, говорят, вас от вашего мужа спасем. Да–да, соглашается дама, только денег у меня нет.
Видно, дама рассчитывала, что какие–то другие услуги, бартерные, сможет гаишникам оказать — языку итальянскому научит по–быстрому или расскажет, где самые вкусные круассаны можно найти.
Но сотрудников бартерные услуги не интересуют. Сейчас, говорят даме, вы с напарником поедете в банк, снимете 100 тысяч. И он при вас протокол порвет.
Едут, дама деньги снимает. Но уговаривает приставленного к ней напарника на 50%–ный дисконт. В итоге все более–менее счастливы. Даже дама, которую после этого все–все уверяли, что бокал вина вечером никак не мог на ее промиллях утром сказаться.
Так сотрудники ДПС оказались более в психологии дамы подкованы, чем дама в психологии сотрудников.
У меня тоже такое было. Не в нынешний период повышения активности гаишников, а в предыдущий.
Значит, останавливают. Приглашают в салон скромной гаишной машины. Спрашивают: пил вчера? — Нет! — Позавчера? — Нет! — Позапозавчера? — Нет. А на день рождения? — Тоже нет.
Удивляются гаишники, предлагают дунуть в трубочку. Дую. Ой! Сколько у вас промилле — просто кошмар!
Ерунда, говорю. Это у вас прибор барахлит. Готов ехать на освидетельствование.
Ладно, соглашаются гаишники, давайте еще раз дыхнем. И точно — в этот раз ничего прибор не показывает. Это потому, что вы курите легкие сигареты, — технично выходят из положения гаишники. Легкие сигареты такую ошибку завсегда на прибор дают.
То есть надо быть твердым. Даже отвечая на вопрос, не пили ли вы в день рождения.
Но не то в кордонах ДПС плохо, что развод возможен. А то, что они систему общественного устройства портят.
Есть такой описанный феномен — движение транспорта при отсутствии светофоров и дорожной полиции улучшается. То есть замеряли, насколько быстро можно проехать сложную площадь, где есть светофоры, знаки и полицейские. И то же самое с выключенными светофорами, убранными знаками и полицейскими. И всегда оказывалось, что во втором случае и быстрее, и безопаснее. Сначала возникала некоторая анархия, а потом все само собой урегулировалось.
Объяснение этого феномена в том, что при отсутствии указаний люди вынуждены брать на себя ответственность и сами решать, как им ездить лучше. Феномен называется компенсация риска.
Если исчезают полицейские и светофоры (которые дают иллюзию безопасности), водители начинают проявлять осмотрительность, оглядываться по сторонам, учитывать действия соседей (восприимчивость людей к возможным рискам обостряется).
Вернусь к нашим гаишникам, у которых появилось свободное время, чтобы смотреть подозрительным взглядом на проезжающих. В этом варианте они никакой пользы не приносят. Потому что стоят абсолютно не там, где надо. А надо там, где наши люди еще не готовы учитывать действия друг друга. Например, когда в пробках народ начинает ездить по обочинам. Вот тут воспитательная функция нужна. Но этим гаишники заниматься не хотят.
Сергей Балуев, главный редактор журнала "Город 812", специально для "ДП"