"ВКонтакте" и по тарифу: как пользуются Wi-Fi абоненты и операторы в метро Петербурга

Автор фото: Антон Ваганов

В Петербурге за год вдвое выросло число платных подписок в сети Wi-Fi в метро. Более того, "Билайн" следом за Tele2 запустил услугу подключения через сети "МаксимаТелеком". Операторы стремятся перевести "тяжелый" трафик соцсетей на Wi-Fi подземки, однако эксперты предсказывают, что через несколько лет для "большой четверки" такое партнерство уже не будет актуальным. Впрочем, оператор Wi-Fi уверен в обратном.

В 2019 году среднемесячное количество подключений к Wi-Fi в метро Петербурга выросло на треть (31%), в среднем в месяц к бесплатному Wi-Fi совершается 13 млн подключений, сообщает оператор сети MT_FREE, компания "МаксимаТелеком". Там отмечают, что пик подключений в этом году наблюдался в апреле и ноябре — более 50% по сравнению с показателем годом ранее.
На фоне роста числа подключений наблюдается и увеличение доли платных подписок, которое за год выросло вдвое по сравнению с 2018 годом. "Мы ожидаем, что популярность услуги "Как дома" продолжит расти: Wi-Fi в метро в Петербурге полноценно работает только 2 года, аудитория все еще узнает сервис и привыкает к нему", — отмечают в "МаксимаТелеком".
Самыми популярными приложениями, которыми пользуются в подземке Петербурга, стали соцсети и мессенджеры. В первом случае это "ВКонтакте", Instagram и WhatsApp. Из мессенджеров, кроме WhatsApp, чаще всего пользуются Viber и мессенджером "ВКонтакте". Самые популярные банковские приложения — "Сбербанк", "Тинькофф", "Альфа-Банк".
В "Билайне" подтверждают выводы коллег: больше половины всего мобильного трафика в метро клиенты генерируют в соцсетях и мессенджерах. Самая популярная соцсеть — "ВКонтакте", самый популярный мессенджер — WhatsApp. В Tele2 добавляют, что сетью Wi-Fi через партнерский тариф с "МаксимаТелеком" чаще всего пользуются владельцы Samsung (22%), Apple (20%) и Xiaomi (17%), что в целом отражает брендовые предпочтения петербуржцев на рынке смартфонов.

Wi-Fi для операторов

Бесплатный беспроводной интернет массово появился на станциях петербургского метро в начале декабря 2017 года. Инвестором выступила московская компания "МаксимаТелеком", вложившая в аппаратуру и работы около 1,3 млрд рублей. Развивать аналогичный проект в Москве компания начала на несколько лет раньше. На данный момент Wi-Fi недоступен в Петербурге только на трех новых станциях Фрунзенского радиуса ("Проспект Славы", "Дунайская" и "Шушары"), обеспечить их беспроводным интернетом "МаксимаТелеком" планирует весной 2020 года.
Операторы "большой четверки" ("МегаФон", МТС, "Билайн", Tele2) развивают инфраструктуру параллельно с "МаксимаТелеком", но с существенным ограничением — без возможности полноценного покрытия в тоннелях. Исключение составляет "МегаФон". Еще в 2009–2011 годах компания по договоренности с администрацией города получила возможность проложить излучающий волоконно-оптический кабель прямо в тоннелях метро. Конкуренты могли размещать оборудование только на станциях и надеяться на его дальний радиус действия.
В Петербурге эта ситуация изменилась в 2019 году с подписанием партнерских соглашений между "Билайном", Tele2 и "МаксимаТелеком", в Москве же "МаксимаТелеком" уже несколько лет вместе с МТС развивают фемтосоты — мобильные точки доступа в интернет. Первым развивать партнерство — но не в метро, а на рынке рекламы — начал "Билайн". Так, летом на ПМЭФ-2019 "МаксимаТелеком" и "Вымпелком" заключили соглашение о стратегическом партнерстве в сфере digital-рекламы и монетизации публичного Wi-Fi сетей "Билайна". В октябре "Билайн" запустил проект с таргетированием видеорекламы по гаджетам в сети "Пятерочка". Партнером выступил "Квант" — совместное предприятие медиахолдинга "Газпром-медиа" и "МаксимаТелеком". В декабре настала очередь и метрополитена: жители Петербурга и Ленобласти, подключившиеся к "Билайну" с 1 декабря, получат на полгода бесплатный Wi-Fi в петербургской подземке без рекламы и авторизации.
Аналогичное партнерское соглашение в октябре с "МаксимаТелеком" заключил и Tele2. Оператор предложил тарифный план "Везде онлайн" с бесплатным Wi-Fi, но на год (акция действует до 22 января). "Тариф "Везде онлайн" полностью оправдал наши ожидания. Мы не раскрываем цифр по абонентской базе, но с уверенностью можем сказать, что она стремительно растет, в том числе за счет данного предложения", — заверили в Tele2.
Представитель оператора пояснил, что партнерство позволяет выстроить вокруг клиента цифровую экосистему, сделать его жизнь более комфортной. "Это, в свою очередь, повышает лояльность к бренду и привлекает новых абонентов", — отметили в компании. В "Билайне" преимуществом сотрудничества также называют ставку на лояльность, поскольку "новым клиентам будет приятно получить особенные условия". При этом представитель оператора подчеркивает, что провел масштабную модернизацию сети, значительно расширил 4G-сеть.
В свою очередь, "МаксимаТелеком" отмечает, что партнерство позволяет повышать проникновение Wi-Fi в метро и лояльность к сервису. В пресс-службе компании также подтвердили, что соглашения с мобильными операторами в первую очередь коммерческие и приносят компании выручку.

Бежать быстрее льва

Судить о взаимной выгоде такого партнерства пока преждевременно, в метро Москвы, как утверждают аналитики агентства TelecomDaily, мобильный интернет у части операторов по скоростным характеристикам уже превосходит Wi-Fi-сеть "МаксимаТелеком".
Так, в исследовании, обнародованном в начале декабря, отмечалось, что средняя скорость интернета на станциях метро у "МегаФона" составила 76,5 Мбит/с, МТС — 74,6 Мбит/с, Tele2 — более 22 Мбит/с, "Билайна" — более 15 Мбит/с. В тоннелях "МегаФон" на семи линиях показывает скорость от 35 до 60 Мбит/с, у МТС таких линий четыре, а скорость чуть ниже — от 35 до 55 Мбит/с.
"МаксимаТелеком", утверждают аналитики, уступает по скорости МТС и "МегаФону". Так, на двух станциях метро (Центральное кольцо и Люблинско-Дмитровская линия) скорость Wi-Fi-соединения ниже 5 Мбит/с, верхняя скорость в целом по всем линиям не выше 45 Мбит/с. Вместе с тем на четырех из 17 линий средняя скорость "МаксимаТелеком" оказалась выше, чем у "Мегафона" и МТС. Tele2 и "Билайн" замыкают топ-5, в перегонах они сопоставимы друг с другом.
В Петербурге подобных исследований в этом году не проводилось. В 2018 году скорости "МаксимаТелеком" в тоннелях были сопоставимы с показателями "МегаФона". Как отметил гендиректор агентства TelecomDaily Денис Кусков, операторы активно работают над улучшением покрытия в метрополитене, за год скорости подросли на 10–15%, то есть у всех, кроме "МегаФона" (свыше 5 Мбит/с), они превышают 3 Мбит/с при загрузке видеоконтента в тоннелях.
"Партнерство с "МаксимаТелеком" им нужно прежде всего для высвобождения ресурсов, перевода трафика на партнера. Подключения к Wi-Fi — для пользователей на длинных перегонах. Проще говоря, в "Билайне" и Tele2 рассчитывают, что какая-то часть пользователей частично разгрузит канал и всем абонентам этих операторов будет комфортно пользоваться интернетом под землей", — отмечает гендиректор TelecomDaily.
Юрий Брюквин, глава агентства "Рустелеком", напоминает, что мобильный трафик растет лавинообразно и это главный драйвер продаж. Для того чтобы он стабильно работал, нужно постоянно модернизировать инфраструктуру, а для метро это большие капзатраты. По мнению аналитика, через партнерство с "МаксимаТелеком" "Билайн" и Tele2 решают проблему перегрузок своей сети в метрополитене. "Эти соглашения условно отражают общую ситуацию в "большой четверке", где догоняющие по инфраструктуре — "Билайн" и Tele2. А лидерам, "МегаФону" и МТС, не нужно "бежать быстрее льва", им нужно просто бежать быстрее конкурентов", — считает Брюквин.
Гендиректор "Рустелекома" уверен, что с учетом отсутствия рекламы, авторизаций и подписок операторы в Москве скоро сделают Wi-Fi в метро менее востребованным. "В Петербурге это произойдет в ближайшие несколько лет, когда мы достигнем того же уровня проникновения смартфонов, как в столице, все операторы достроят инфраструктуру и выйдут на те же скорости, что и в Москве", — прогнозирует аналитик.

Ставка на кооперацию

Вместе с тем операторы отмечают, что скорость интернета в метро — не ключевой параметр. Так, согласно опросу AC&M Consulting, лишь для 2% пользователей при выборе оператора скорость соединения является наиболее важным критерием. Более 70% опрошенных не рассматривают ее в качестве приоритетного, а 62% респондентов даже не знают, какая у них скорость. При этом наиболее важными характеристиками россияне называют покрытие LTE (42%), стабильность работы (20%), размер абонентской платы (14%) и наличие безлимитных тарифов (12%).
В "МаксимаТелеком" уверены, что Wi-Fi в метро всегда будет востребованной услугой, в первую очередь, потому что сотовые сети в подземке не могут пропускать большие объемы трафика и удовлетворить растущие потребности миллионов абонентов. Причина в том, что пропускная способность сотовых сетей в метро кратно ниже, чем у Wi-Fi, отмечают в компании.
Там поясняют, что объем трафика, передаваемого через все типы WI-FI-сетей в 2019 году достигнет к концу года более 100 экзабайт в месяц (100 млн ТБ). Это примерно столько же, сколько пройдет через проводные фиксированные сети, и в 4-5 раз больше, чем пройдет через мобильные сети. Из них по разным оценкам от 16 до 30 экзабайт в месяц пройдет через публичные хотспоты.
"Именно поэтому мировой рынок связи движется в сторону кооперации сотовых и Wi-Fi сетей. Эти технологии себя взаимно дополняют: например, "МаксимаТелеком" и МТС в 2017 году обеспечили абонентов услугами 3G в вагонах московского метро по технологии фемтосот (работают на инфраструктуре Wi-Fi)", - напоминают в компании.
"Западные операторы сотрудничают с Wi-Fi провайдерами в рамках выгрузки трафика, который позволяет разгрузить сотовые сети. Качественный оффлоад в публичных сетях приводит к 10-процентному увеличению потребления трафика. И все это — без каких-либо изменений в опыте для абонента. Мы полагаем, что в скором времени на российском рынке появятся похожие партнерства и открыты к подобному сотрудничеству", - резюмирует Анастасия Самойлова, директор по внешним коммуникациям "МаксимаТелеком".