Путь к седьмому небу. Кто из лоукостеров будет летать из Пулково

Автор фото: Лидия Верещагина
Автор фото: Лидия Верещагина

Пулково откроется для лоукостеров со следующего года. "ДП" стали известны детали закрытых совещаний и потенциальные претенденты.

Аэропорт Пулково заработает в статусе седьмой степени свободы воздуха с 1 января 2020 года. Об этом почти синхронно в начале декабря сообщили информагентства со ссылкой на собственные источники. Ограничения для иностранных компаний снимут на 5 лет. Новый статус позволит авиаперевозчикам летать из Петербурга в третьи страны без посадки в собственной. Как правило, по такой бизнес–модели работают лоукостеры: они регистрируют штаб–квартиру там, где минимальные налоги, что позволяет им сохранять низкие цены на билеты.
Петербург должны связать с 30 европейскими странами. Правда, Минтранс создал стоп–лист городов, в который попали восемь столиц иностранных государств, а также туристические мекки, такие как Барселона, Ницца, Милан и Мюнхен. Это вызвано принципиальной позицией российских авиакомпаний, которые не хотят лишней конкуренции на этих направлениях. Новый список стран, как подчеркивают собеседники "ДП", не задевает интересы авиакомпании "Россия" (входит в группу "Аэрофлот"). В частности, лоукостеры не будут допущены на израильские направления, куда летает российский перевозчик. В "России" на запрос "ДП" отвечать не стали.
Оператор Пулково "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС) официально пока не подтверждает этих данных, говоря о продолжающихся переговорах. Там уверены, что иностранные авиакомпании дополнительно привезут в город 6 млн человек, в том числе благодаря электронным визам, облегчающим въезд в Петербург и Ленобласть из–за границы.
Гендиректор ВВСС Леонид Сергеев, обосновывая федеральным властям необходимость "седьмой свободы" для Пулково, в качестве примера приводил Владивосток. Там, по его словам, упрощенная процедура прохождения границы повысила пассажиропоток в 1,6 раза. В Пулково рассчитывают, что пассажирооборот за 5 лет вырастет с 20 млн до 35 млн человек в год. В том числе благодаря лоукостерам.
"Раньше среди иностранцев мы замечали большое количество отказов от поездки из–за необходимости доплатить за визу. Сейчас ситуация должна постепенно меняться, — говорит собеседник "ДП", близкий к ВВСС. — Спрогнозировать будущие потоки сложно. Оптимально должна быть круглогодичная загрузка не ниже 75%. Конечно, существуют расчеты по транзиту — это может дать больше половины информации, но проверить окончательные цифры можно только опытным путем".
Эксперт уверен, что в случае успеха эксперимента руководство ВВСС запросит у Минтранса расширение существующего списка стран с 30 до 53. Но главный акцент вряд ли будет на азиатских направлениях. По крайней мере об этом, как утверждают сразу несколько источников, говорил на одном из закрытых для прессы совещаний губернатор Александр Беглов.
"Если посмотреть на чек, то все дальние регионы, особенно Китай, для нас практически никакого веса не имеют, там стоимость чека очень маленькая. Для нас европейская часть, самая ближняя, имеет более серьезное значение, чем все остальные страны. Поэтому самое подходящее — установить как раз 5 лет на такой эксперимент, чтобы наши компании окрепли, и взять именно этот европейский радиус для нашего чека. Это было бы для нас выгодно, потому что все остальное для нас — больше проблем", — говорил градоначальник.
Либерализация воздушного пространства, по мнению Александра Беглова, дополнит транспортный каркас, который соединит железную дорогу, автомобильный транспорт, порт и аэропорт. Помимо прочего, Петербург намерен переманить в том числе российских туристов–пассажиров, которые пристрастились вылетать из Хельсинки и Лаппенранты. О растущей миграции пассажиропотока говорит статистика автобусных перевозчиков, фиксирующих в 2019 году высокий спрос на поездки до воздушных гаваней Суоми.

"Фантазеров и мечтателей здесь нет"

В федеральном правительстве инициативу региональных властей и оператора аэропорта поддержали, но высокие чины продолжали взвешивать все риски. Как рассказывают собеседники "ДП", прорабатывать возможные маршруты Минтранс начал еще в августе. В сентябре министерство было готово пустить зарубежные компании на половину из 33 маршрутов.
Остальные направления с ограничениями требовали "докрутки модели", на этом настаивала директор департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса Светлана Петрова. Она предложила ограничить полеты иностранных лоукостеров в радиусе 200 км от городов, где проходит транзит авиакомпаний, входящих в группу "Аэрофлот". В итоге из финальной версии убрали Израиль, Хорватию и Грецию.
Минтранс определил десяток стран, куда не долетает российский воздушный флот. Выходить на эти направления отечественные перевозчики не желали — бизнес не видел экономических стимулов. Поэтому зеленый свет решили дать зарубежным коллегам.
"Двигаться крайне осторожно" в предоставлении иностранцам воздуха над Петербургом призывал вице–премьер Максим Акимов, который в итоге одобрил новый статус Пулково. На одном из совещаний по вопросу развития транспортной системы Петербурга и Ленобласти он признался, что страна еще "не дотягивалась до таких либеральных высот в отношении наших конкурентов", но это несет большие риски.
Прежде всего после 5–летнего тестового периода нет гарантий, что отечественные перевозчики созреют, чтобы перехватить эстафету, а иностранные — чтобы ее отдать. Чиновник подчеркивал, что идет колоссальная конкуренция за ресурсы. "Фантазеров и мечтателей здесь нет", — резюмировал Максим Акимов.
Федеральная антимонопольная служба поддержала снятие ограничений на "небесные передвижения". Там уверены, что нововведение позволит снизить цены на билеты. Впрочем, насколько известно "ДП", обсуждения с надзорным ведомством в последнее время не проходили. Когда федеральными СМИ был оглашен утвержденный Минтрансом список, то антимонопольщики увидели в нем признаки раздела рынка. "ФАС России примет меры реагирования. Необходимо обеспечить открытую конкурентную среду в аэропорту Пулково" — так звучало официальное заявление ведомства.

Первые ласточки

Федеральные власти настроены расширять перечень лоукостеров. Пока свои заявки официально подали три крупнейшие компании. Гендиректор одной из них успел провести встречу с губернатором Петербурга в октябре. Глава венгерской Wizz Air Джозеф Варади пообещал открыть авиасообщение по 13 направлениям. Для этого компания намерена существенно увеличить парк самолетов, а в Северной столице создать базу. На вопрос "ДП", какие направления авиаперевозчик собирается осваивать, в компании не стали отвечать.
Также о готовности выйти на петербургский рынок заявляли и другие компании, в частности ирландская Ryanair и британская EasyJet. Есть вероятность, что над Петербургом начнет летать скандинавская Norwegian Air. Ранее, насколько известно "ДП", лоукостер вел переговоры о транзите через Северную столицу рейсов, которые отправлялись из Америки в Юго–Восточную Азию и наоборот.
"Сейчас немногие компании готовы тратить средства и трудовые ресурсы, чтобы оценить возможную загрузку пассажиров, — говорит собеседник, близкий к руководству ВВСС. — Если первые рейсы полетят с загрузкой 80–90%, то остальные заинтересуются маршрутом и подключатся в эту схему".
Предполагается, что в марте в летнем расписании Пулково могут появиться популярные маршруты нескольких дискаунтеров. Маршрутные карты авиакомпаний и иные косвенные признаки ориентации на российских клиентов позволяют сформировать список из девяти компаний (см. "Свобода в воздухе").
Часть из них имеет авиасообщение между Петербургом и городом, где зарегистрирована лоукост–компания. Так, из Северной столицы вылетают Air Baltic, Smart Wings, Buta Airways, Vueling, Sun Express, а также Wizz Air. Многие из них русифицировали свои сайты для бронирования билетов.
"ДП" направил им соответствующие запросы. К моменту сдачи номера ответ пришел только от азербайджанской Buta Airways. Она не включает Петербург в перспективный план развития маршрутной сети. Но не исключает использование Пулково в будущем, когда станет известна возможная выгода от маршрута.
Чтобы наладить организационный процесс, понадобится не меньше года. Компаниям потребуется время на решение вопросов технического обслуживания, необходимость поиска сменных экипажей, подписание договоров, решение вопроса с расселением сотрудников, изменение текущего расписания. Небольшое количество заявившихся лоукостеров можно объяснить осторожностью компаний. Детали этой истории еще остаются не до конца ясными.
Михаил Бурмистров
глава агентства Infoline
Мы попробуем частично запустить иностранцев на собственный рынок на 5 лет. С некоторыми уже проведены переговоры, они подтвердили, что готовы достигать такого рода договоренностей на этот срок. Важно, чтобы мы не создавали конкуренцию нашим авиакомпаниям, чтобы у них (иностранцев. — Ред.) не отбирали деньги — разведем точки назначения и эту конкуренцию. Если на раскатные маршруты российские авиакомпании будут готовы встать, мы их, естественно, туда поставим в рамках имеющихся договоренностей.
Евгений Дитрих
министр транспорта РФ (на одном из совещаний по вопросу развития транспортной системы Петербурга и Ленобласти)