Буржуа в мещанстве. Нужен ли платный въезд в центр Петербурга

Автор фото: Алексей Ковалев
Бывают такие проблемы, когда ясно, что приступать надо немедленно, откладывать нельзя. Но если о них заговаривают, это обязательно провоцирует моментальное отторжение. Это сродни хирургическому вмешательству: резать необходимо, но страшно. Объявленные перспективные планы городского руководства о мерах по разрешению транспортных проблем в центре города — просто один в один такой случай.
Никто не станет отрицать, что пробки в центре стали нормой, а возможность найти свободное место для парковки — исключением. Но вот какова будет реакция на идею введения платы за въезд в центр и тотальной монетизации всего парковочного пространства от Невы до Фонтанки, а дальше и до Обводного? Взамен обещают безукоризненый общественный транспорт и чистый воздух.
Что в первое, что во второе, правда, верится с трудом, но очевидно, что с первым и вправду надо что–то делать: вам и воробей прочирикает, что спасать центр города от машин нужно. Проблемы, однако, не только в способности администрации обеспечить бесперебойность функционирования автобусов и троллейбусов. (Фантомные боли по трамваям, сведенным к минимуму предыдущими поколениями губернаторов, и упоминать не станем.)
И вопрос не только в наземных видах транспорта, но и в развитии метро. Весь район в направлении Смольного как был без подземки, так и остается. К чему это ведет — можете наблюдать на «Чернышевской» в районе 6 вечера. Я эту давку лицезрею регулярно. Эта сторона вопроса — тест на способность администрации и ее соответствующего комитета наладить всю систему. Опыт с уборкой заставляет задуматься; впрочем, если не предпринимать ничего, нас ждет коллапс. А вот как побороть психологическую составляющую? Не секрет ведь, что машина была и остается у нас маркером социального статуса постсоветского человека.
Градации и ранги только подтверждают стабильность системы ценностей. При помощи автомобиля человек не только решает транспорт ные проблемы, но и самоутверждается. Причем в широком диапазоне. Недавно меня позабавила одна приятельница, спокойно заявившая, что тот ребенок, который не возит своих стареющих родителей на личном авто, — сами понимаете кто. Робкие возражения и предложение метро в качестве альтернативы были отвергнуты сразу — там же давка. А в автобусах ступени высокие. Доказывать, что многое из этого в далеком прошлом, бессмысленно, счастливое высокомерие вас не услышит. Очевидно, что справиться с этим будет сложно.
Многие станут платить еще больше за парковку, лишь бы не выпускать руля из рук вплоть до требуемой цели. У города, впрочем, от этого станет только больше доходов. Если экономно, то их и на автобусы, ходящие по расписанию, хватит, и на расширение сети маршрутов. Но в идеале сближение разных категорий граждан необходимо. Люди, живущие со своим железным другом, как известно, ничего о жизни других не знают, а общественный транспорт — своего рода школа жизни. В том числе и милосердия, и доброты. Главное — смотреть по сторонам. Для наших буржуа в мещанстве это может стать шагом к настоящей буржуазности — социально обеспокоенной, а может, даже и ответственной.