Плохой месяц. Автозаводы Петербурга в сентябре показали худший с декабря 2016 года итог по объему производства

Автор фото: ТАСС
Снижение спроса все сильнее давит на самые популярные в России марки автопрома петербургской сборки: Hyundai и KIA.
За 9 месяцев 2019 года петербургские автозаводы Hyundai, Nissan и Toyota остались в небольшом плюсе (+1%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, выпустив 273,3 тыс. легковых автомобилей. При этом в сентябре выпуск машин сократился на 15%, до 28,8 тыс., подсчитали эксперты аналитического агентства "Auto–Dealer–СПб".

Хуже января

"Это самое сильное падение по итогам одного месяца начиная с декабря 2016–го. А общий результат выпуска даже хуже показателя января этого года, когда заводы традиционно работают только 2 / 3 месяца", — говорит гендиректор агентства Михаил Чаплыгин. По его оценке, это не только эффект высокой базы годичной давности, но и реакция на состояние российского автомобильного рынка. "Например, продолжается сокращение спроса на такие объемообразующие модели, как KIA Rio и Hyundai Solaris. Кроме того, в сентябре более чем в 2 раза упали продажи Toyota RAV4. Впрочем, в данном случае это связано с началом производства нового поколения модели", — поясняет Чаплыгин.
Доля петербургского автопрома по отношению к общероссийскому объему производства оценивается в 24,8% (по сравнению с 24,7% год назад). Из них наибольшую долю в общем объеме производства по–прежнему занимает завод Hyundai — 66%.
По прогнозу эксперта, результаты октября окажут ключевое влияние на предполагаемые итоги года. Если в этом месяце автозаводы выпустят снова меньше 30 тыс. автомобилей, то динамика по итогам года, вероятно, будет отрицательной. Поддержать производство может запуск пятого поколения кроссовера Toyota RAV4, стартовавшего в октябре, а также закупки автомобилей сервисами каршеринга, полагает Чаплыгин.

Продажи тормозят

Продажи автомобилей петербургской сборки с начала года снизились на 3%, до 249 122 штук, по сравнению с январем–сентябрем 2018–го.
По оценке агентства, топ самых популярных моделей пока остается без изменений, но наблюдается и заметное снижение спроса на KIA Rio — лидера рейтинга (–8%, до 69 349 машин). Сокращение продаж также показал Hyundai Solaris — до 45 284 штук (–10%), Toyota RAV4 — до 21 270 штук (–9%) и Nissan X–Trail — до 15 534 штук (–6%).
Впрочем, у трех моделей петербургской сборки продажи остаются стабильными или растут. Больше всего увеличился спрос на Nissan Qashqai — до 18 195 штук (+14%), за ним следует Toyota Camry с показателем 25 046 штук (+9%) и Nissan Murano — 2475 штук (+1%).
"Продажи автомобилей сокращаются в Петербурге уже 6–й месяц подряд. Вряд ли до конца года мы увидим рост хотя бы по итогам одного месяца", — полагает Михаил Чаплыгин.
В целом российский рынок новых легковых автомобилей продолжает сокращаться, и, по данным аналитического агентства "Автостат", за 9 месяцев этого года он составил 1,13 млн единиц (–2%).
Крупнейшим рынком в России по–прежнему остается Москва, доля которой в структуре общих продаж в стране составляет 14%, или 158,4 тыс. купленных автомобилей.
Но и столица показывает снижение спроса (–6% с начала года). Подмосковье занимает около 9% российского рынка (101,8 тыс. штук), причем здесь продажи показали небольшой рост (+6%).
На 3–м месте по объемам продаж — Петербург (75 тыс. штук: –6%) с долей 6,6%. В целом эти три региона занимают более 35% рынка новых легковых автомобилей в России, резюмируют аналитики.
В начале октября Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) ухудшила прогноз по продажам новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России на 2019 год. В прежнем прогнозе ожидался рост на 3,9%, до 1,87 млн штук, теперь ожидается снижение на 2,2%, до 1,76 млн единиц.