Газификация эпохи импортозамещения

Для повышения надежности транспорта газа используют отечественные разработки и решения

Вопрос о газификации регионов России раз за разом всплывает в общественных обсуждениях, и достаточно часто приходится слышать заявления, что этот процесс идет недостаточно быстро.
Но нельзя говорить, что компании, отвечающие за бесперебойное поступление газа в города и поселки, не заинтересованы в улучшении ситуации: регулярно они сталкиваются со сложностями, но находят возможности для их решения. И речь идет не только о расширении газопроводной сети, но и о постоянной реновации уже существующих магистралей, многие из которых были построены еще во времена Советского Союза.

11 тысяч километров

За транспортировку природного газа на северо–западе страны отвечает ООО "Газпром трансгаз Санкт–Петербург", дочернее предприятие ПАО "Газпром". В зону ответственности этой компании сегодня входит более 11 тыс. км магистральных газопроводов со всей необходимой инфраструктурой, работоспособность которой поддерживают более 7 тысяч человек.
"Объем транспортируемого нашей компанией газа растет из года в год, — говорят в компании. — За последние 10 лет он увеличился почти наполовину и только по итогам 2018 года превысил отметку 158 млрд м3". Если говорить точнее, то от деятельности "Газпром трансгаз Санкт–Петербург" напрямую зависит тепло–, электро– и газоснабжение в домах и на предприятиях Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Калининградской, Тверской, Смоленской и Брянской областей, а также Республики Карелия, то есть территории, на которой проживают более 10 миллионов человек.
"Наши приоритетные задачи — это надежная и безаварийная транспортировка газа, снижение негативного воздействия на окружающую среду и повышение эффективности работы", — говорит Георгий Фокин, генеральный директор "Газпром трансгаз Санкт–Петербург".
Решение поставленных задач осложняется тем, что компания ведет свою историю уже более 70 лет и среди тех 11 тыс. км газопроводов, которые находятся в эксплуатации у предприятия, половина была построена более 30 лет назад, еще около четверти — старше 50 лет. Поэтому для поддержания безопасности и бесперебойности поставок приходится проявлять повышенную бдительность, всерьез заниматься вопросами поддержания работоспособности и модернизации.
"Мы используем систему технического обслуживания и ремонта, которая включает в себя периодический осмотр объектов, выполнение планово–предупредительных и диагностических работ как собственными силами, так и с привлечением подрядных организаций", — добавляет Георгий Фокин.
В 2018 году был завершен первый этап комплексных работ на первоочередных объектах, обеспечивающих газоснабжение Новгородской и Ленинградской областей, а также Петербурга, — реконструировали магистральные газопроводы, введенные в эксплуатацию в годы начала производственной деятельности компании, приводили трубопроводы в соответствие требованиям нормативных документов, повышали их производительность.
В конце прошлого года компания произвела реконструкцию компрессорной станции "Новгород", в ходе которой объект был перенесен за черту города, реконструированы старейшие магистрали компании Серпухов — Ленинград и Белоусово — Ленинград, а также газораспределительная станция "Новгород–1". Эти объекты находятся в зоне производственной ответственности Новгородского ЛПУМГ, одного из старейших филиалов компании, а КС "Новгород" начала эксплуатироваться еще в 1962 году. Также была завершена реконструкция газопровода Кохтла–Ярве — Ленинград, введенного в эксплуатацию в 1948 году.
А в апреле этого года была введена в эксплуатацию новая газораспределительная станция (ГРС) "Лаголово", которая должна повысить надежность газоснабжения потребителей Ломоносовского и Гатчинского районов Ленобласти, а также южные и центральные районы Санкт–Петербурга. Планируется, что в дальнейшем ГРС, пропускная способность которой сейчас составляет 268 тыс. м3 в час, станет основным источником газоснабжения для Юго–Западной ТЭЦ, что увеличит стабильность работы энергосистемы города и расширит возможности для жилищного строительства.

С учетом политических тенденций

Бесперебойность поставок газа, как подчеркивают в "Газпром трансгаз Санкт–Петербург", с учетом политических тенденций, была бы под вопросом, если бы не два фактора — разработка и внедрение инновационных технологий, а также поиск российских аналогов иностранных узлов и комплектующих. Стоит отметить, что импортозамещением компания занимается уже давно, но раньше это касалось лишь отдельных деталей для оборудования, производимого за пределами России. Сейчас этому направлению уделяется дополнительное внимание.
Так, еще в 2015 году ПАО "Газпром" и правительство Санкт–Петербурга совместно разработали дорожную карту по расширению использования высокотехнологичной продукции, которую выпускают предприятия Северной столицы. Согласно этому документу, "Газпром трансгаз Санкт–Петербург" определен в качестве опорной структуры по взаимодействию с промышленным комплексом города. И, как подчеркивают в компании, эта работа направлена не только на собственные потребности, но и в целом на импортозамещение в нефтегазовой отрасли всей страны.
Одним из успешных примеров импортозамещения в "Газпром трансгаз Санкт–Петербург" называют переход на отечественные адсорбенты, доработанные производителем в плотном сотрудничестве с компанией и ПАО "Газпром". Текущая потребность "Газпром трансгаз Санкт–Петербург" в силикагелевых адсорбентах АСМ и АСМ–ВС оценивается на уровне до 1000 т в год, с прогнозом дальнейшего роста 1600 т и более в год. Применение адсорбентов предусмотрено технологическим процессом подготовки газа — удаления паров воды и тяжелых углеводородов — к подаче в такие подводные магистрали, как "Северный поток", "Голубой поток" и "Турецкий поток".
Эта работа имеет большое значение с учетом того, что ближайшие планы компании связаны со строительством магистрали "Северный поток — 2", эксплуатацией сухопутной части которой также будет заниматься "Газпром трансгаз Санкт–Петербург". Газопровод будет состоять из двух ниток, суммарная проектная мощность которых составит 55 млрд м3 газа в год.