Владислав Букин Все статьи автора
1 августа 2019, 07:51 485

Гендиректор Кронштадтского морского завода Анатолий Белоев: "Гражданский судоремонт становится высококонкурентным"

Фото: Архив "ДП"

После возрождения производства на Кронштадтском морском заводе (это произошло в марте 2010 года) предприятие отремонтировало 700 кораблей, в том числе 120 — в 2018 году. О планах по дальнейшему увеличению объема судоремонта, продвижению на гражданский рынок, запуске совместного российско–норвежского предприятия по выпуску рыбоперерабатывающих судовых фабрик "ДП" рассказал генеральный директор АО "Кронштадтский морской завод" Анатолий Белоев.

С какими основными вызовами сталкиваются сейчас российские судоремонтные предприятия?

Корабли лягут на гражданский курс. Предприятия ОПК увеличат выпуск гражданской продукции

Корабли лягут на гражданский курс. Предприятия ОПК увеличат выпуск гражданской продукции

6731
Анна Чистякова

— Тут стоит различать гражданский и военный сегменты. Проблемы у них разные. Гражданский судоремонт — более конкурентный рынок. Получать заказы становится сложнее. Сейчас появилось много небольших бригад, которые занимаются ремонтом определенного оборудования. И если судну не требуется постановка в док или к причальной стенке, работы могут выполняться прямо в море или на рейде. Конкурировать с такими бригадами довольно сложно, прежде всего по цене.

Что касается Кронштадтского морского завода (КМЗ), то мы, хотя и стараемся осваивать гражданский сегмент, все же ориентированы в большей степени на военный судоремонт. А там свои сложности. С регламентами, особенными требованиями, бюрократией — с этим все смирились и в конечном счете научились работать.

Самая большая проблема — отсутствие запасных частей. Если в гражданском сегменте их можно привезти прямо на борту судна, то в военном закупка запчастей занимает время. А если речь идет о корабле иностранной постройки, то нужно еще решать вопросы, связанные с санкциями.

В советское время такие проблемы решались флотскими складами с запчастями. Сейчас их нет. Конечно, содержать склады затратно, но зато это существенно сократило бы время ремонта и простоя кораблей на заводах.

Какие изменения произошли на предприятии после акционирования и вхождения в Объединенную судостроительную корпорацию?

— До 2017 года темпы развития у нас были значительные, выручка росла на 30–40% в год. Сейчас из–за ограниченности рынка динамика несколько снизилась. В прошлом году выручка составила 2,2 млрд рублей (на 15% больше, чем в 2017–м). В нынешнем году планируем выйти на показатель 2,3 млрд рублей.

Морской бой с должником. "Выборгский судостроительный завод" получил иск о банкротстве

Морской бой с должником. "Выборгский судостроительный завод" получил иск о банкротстве

9967
Антон Тарануха

Основной наш заказчик — Балтийский флот, прежде всего Ленинградская военно–морская база. Количество заказов и объем работ лимитированы. К нам также поступают для ремонта корабли и других флотов, стараемся работать на гражданском рынке.

Стабилизировался коллектив (на заводе работают порядка 800 человек), растет средняя заработная плата. В прошлом году она составила около 62 тыс. рублей. Мы достигли производственной и финансовой устойчивости.

Какие заказы выполняет сейчас завод?

— Ежегодно у нас ремонтируется более 100 кораблей, их количество продолжает постепенно расти. В прошлом году провели ремонт корабля специального назначения Северного флота "Юрий Иванов", продолжаем работать на гидрографическом судне "Ромуальд Муклевич", сдача которого намечена на август. Сначала мы планировали закончить ремонт в конце прошлого года, но в процессе ходовых испытаний была установлена необходимость ремонта оборудования, которое не входило в заказ. ВМФ согласовал дополнительный объем работ и продлил срок сдачи объекта.

В прошлом году приступили к ремонту океанографического судна "Адмирал Владимирский". При очень сжатых сроках — большой объем работ. Надо провести все испытания и сдать судно не позже октября, поскольку оно должно участвовать в кругосветной океанографической экспедиции, посвященной 250–й годовщине со дня рождения Ивана Крузенштерна. А в январе 2020 года оно примет участие в мероприятиях, приуроченных к 200–летию открытия Антарктиды Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым. Уверен, что справимся, так же как когда–то справились с "Авророй".

Президент ставит задачу ускоренного перехода оборонки на гражданские рельсы. Что делается в этом направлении?

— Совместно с норвежской компанией PE Bjordal AS продолжаем развивать проект по организации производства судовых рыбоперерабатывающих фабрик. Полностью подготовили помещения. В течение лета планируем завершить закупку и монтаж оборудования, в это же время норвежская сторона проведет двухмесячное обучение наших рабочих, и надеюсь, что во втором полугодии начнем выпуск судовых фабрик. Все предпосылки к этому есть, в том числе относительно получения заказов.

Продолжаем развивать наше газотурбинное производство. За 2 года рост продукции в этом сегменте составил 30–40%. Если в 2016–2017 годах мы выполняли работы на 300–350 млн рублей, то теперь этот показатель превышает 500 млн. Прежде всего речь идет о газоперекачивающих агрегатах и газотурбинных установках для дочерних предприятий ПАО "Газпром".

По линии гражданского судоремонта в этом году активно взаимодействуем с ФГУП "Росморпорт", планируем принять участие в тендерах на ремонты ледоколов. Будем конкурировать с ведущими судоремонтными заводами, в том числе с калининградскими.

В целом гражданский сегмент в общем объеме производства достиг около 20%.

Как идет модернизация предприятия и во сколько она обходится?

— Кронштадтскому морскому заводу исполнилось 160 лет, и понятно, что основные фонды постоянно нуждаются в обновлении. В 2017 году на ремонт, восстановление, закупку и модернизацию оборудования мы потратили 130 млн рублей, а в 2018–м — 200 млн. Все это — из собственной прибыли.

Из значимых проектов, которые нам удалось реализовать, — прежде всего ремонт докового хозяйства. Однако восстановление доковых сооружений необходимо продолжать, они требуют больших вложений.

Еще одна серьезная статья расходов — монтаж двух модульных котельных. Общая стоимость этого проекта — 250 млн рублей. Котельные уже смонтированы, ведутся завершающие работы, к концу года планируем перейти на современное отопление. Это позволит сократить расходы на тепло почти на 40%.

Где берете молодые кадры?

— Это важная тема, которой мы стараемся уделять больше внимания. Например, в марте было подписано соглашение между Кронштадтом и Санкт–Петербургским Политехническим университетом о сотрудничестве в рамках центра молодежного инновационного развития "ТехноКотлин". Заинтересованность завода в такого рода проектах велика. "ТехноКотлин" совместно с Политехом мог бы вести подготовку и переподготовку молодых специалистов для КМЗ.

Некоторое время на этапе восстановления деятельности завода мы испытывали острую нехватку рабочих кадров и привлекали рабочих в том числе из других городов.

А вот что касается подготовки инженерно–технического персонала, особенно инженеров–технологов, то тут сложнее. Относительная удаленность от Петербурга не идет нам на пользу. В самом же Кронштадте таких специалистов немного.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама