"Россия" улетела из Дагестана. Тарифы на полеты между Москвой и Махачкалой признаны необоснованными

Автор фото: Интерпресс

Тарифы четырех авиаперевозчиков, в том числе петербургского, на полеты между столицами РФ и Дагестана признаны необоснованными.

Компании в ответ обжаловали решение республиканского УФАС в арбитраже.
УФАС по республике Дагестан сочло экономически необоснованными тарифы на билеты экономкласса авиакомпаний "Россия", "Победа", "ЮТэйр" и "Нордстар" на маршруте Махачкала — Москва — Махачкала. Ведомство пришло к выводу: в 2017–2018 годах они доминировали на рынке, занимая до 90,5%. По оценке УФАС, перевозчиками был нарушен ФЗ "О защите конкуренции" (экономически необоснованные тарифы).
"Аэрофлот", куда входят "Россия" и "Победа", пояснил: структуру цены определяют рыночные условия, в том числе тарифы конкурентов, загрузка рейсов, спрос и предложение на конкретном направлении. "ЮТэйр" в свою очередь отмечал: ведомственные документы позволяют самостоятельно формировать особые условия тарифа. Еще они указали, что по закону могут применять несколько тарифов на одном маршруте.
Сначала УФАС предлагало до декабря 2018 года исправить ситуацию, но это пожелание не было исполнено. Тогда чиновники возбудили дело о нарушении перевозчиками закона "О защите конкуренции". По их оценке, авиакомпании не смогли предоставить экономического обоснования разброса цен. "Цены на авиабилеты для пассажиров, получающих услугу одного объема (перелет на соседних креслах с одним и тем же набором сопутствующих услуг), различаются в зависимости от времени покупки билетов и определения самой компанией класса тарифов", — рассказали "ДП" в УФАС Дагестана. Тарифы за одну и ту же услугу в зависимости от класса бронирования составляют от 719 рублей до 26,197 тыс. Антимонопольщики пришли к выводу, что авиакомпании тем самым злоупотребляют доминирующим положением на рынке.
Юрист корпоративной практики "Пепеляев Групп" Елена Рыбальченко отмечает: споры с участием нескольких авиакомпаний не распространены, но дела с привлечением сразу нескольких игроков рынка — история достаточно распространенная. "У ФАС обширная практика в рассмотрении дел с несколькими нарушителями, так что можно сказать "рука набита", — говорит юрист.
Перевозчики обратились в суд, но решения пока нет. Елена Рыбальченко отмечает, что судебная практика по спорам с ФАС "разношерстная": "В одних случаях арбитраж безапелляционно встает на сторону антимонопольного органа, а в других — на сторону бизнеса. При этом схожие доказательства кладутся в основу решения в пользу и предпринимателей, и ФАС".
Туристический рынок переориентировался на внутрироссийский. "Рост цен особенно бросается в глаза именно на ранее дешевые билеты", — отмечают в онлайн–сервисе по продаже билетов UFS.Travel.