Group-IB подтвердила накрутку голосов в пользу дочери Алсу на шоу "Голос.Дети"

Автор фото: instagram.com/alsou_a
Компания Group-IB выявила массированную автоматизированную отправку СМС в пользу участника "Голос. Дети" под номером 07 (Микелла Абрамова, дочь певицы Алсу), сообщает пресс-служба компании. Всего в накрутке участвовало около 300 телефонных номеров, с которых было отправлено более 8 тыс. СМС-сообщений. Все номера принадлежат одному оператору и используют один тариф, но на момент проверки использованные номера были недоступны. При этом кибератак или внутреннего воздействия на систему выборов победителя не выявлено.
"Проанализированный трафик позволил выявить факт наличия массированной автоматизированной отправки СМС на короткий номер в пользу одного из участников проекта "Голос. Дети". При этом на стороне лиц, задействованных в накрутке, возникла техническая проблема", — отметили аналитики Group-IB. В текст СМС попала часть кода для автоматизации отправки сообщений. Он выглядел так: 07 31: 2019-04-26 22:47:31, где 07 — порядковый номер участника финального голосования, пояснили в компании.
Group-IB также обнаружила необычно высокую активность голосования в одном из регионов сразу после начала голосования, о каком именно регионе идет речь, не сообщается. Предполагается, что для звонков в этом регионе были использованы боты. В частности, голосование шло с уникальных номеров, следующих подряд (например, 8(ХХХ)ХХХ-ХХ-38, 8(ХХХ)ХХХ-ХХ-39). Звонков с таких номеров для голосования за одного из участников поступило более 30 тыс. Первые результаты проверки компания передала Первому каналу. Итоги объявят в конце месяца.
"Специалистами компании была проанализирована инфраструктура, использованная для технического сопровождения онлайн-голосования в рамках шестого сезона проекта "Голос. Дети", а также IVR и CМС-трафик с целью выявления автоматизированных рассылок и иных способов накрутки голосов при выборе победителя. Первый канал и Group-IB ознакомили с первыми задокументированными результатами проверки компанию Talpa Media (Нидерланды), владеющую правами на шоу "Голос", — добавили в пресс-службе, подчеркнув, что любая информация о голосовании регионов, опубликованная не от Group-IB и Первого канала, не является действительной.
Как отмечается в расследовании The Bell, накрутка звонков на рынке стоит от 100 рублей за голос. Исходя из таких расценок, накрутка 80 тыс. голосов (столько составил разрыв между Микеллой и Ержаном) обошлась бы примерно в 8 млн рублей. При этом платное размещение в соцсетях стоит дешевле всего, отмечает издание. Если предположить, что селебрити размещали свои призывы в поддержку десятилетней Микеллы за деньги, то эта активность могла обойтись максимум в 1 млн рублей. Так, пост в Instagram Юлии Ковальчук стоит 200 тыс. рублей, размещение сторис — 100 тыс. рублей. Пост в Instagram Ольги Бузовой стоит 400 тыс. рублей.
Первый канал пообещал проверить результаты финала шестого сезона шоу "Голос. Дети", поскольку оператором голосования были отмечены "некоторые аномальности". Победителем была признана Микелла Абрамова — дочь певицы Алсу и бизнесмена Яна Абрамова. За подопечную Светланы Лободы проголосовали 56,5% телезрителей. Финал проекта транслировался вечером 27 апреля в прямом эфире Первого канала. Победу Абрамовой в соцсетях оспорили телезрители.
Первый канал привлек для проверки специалистов Group-IB, которая является официальным партнером Интерпола и Европола."Мы должны понять, существует ли вообще техническая возможность вмешательства в систему выборов победителя проекта "Голос", то есть может ли компания-партнер, агрегирующая звонки и СМС, или отдельные ее сотрудники вносить изменения в результаты голосования", — говорил глава компании Илья Сачков.
14 мая издание "Комсомольская правда" сообщило со ссылкой на оператора голосования, петербургскую компанию "СМС-сервисы", что после внутреннего аудита была исключена возможность ошибки или подтасовки результатов голосования. Как отмечалось, накрутка оказалась невозможной, поскольку СМС-сообщения были получены от нескольких настоящих операторов связи, после этого поступили денежные средства. В этот же день Сачков написал в своем Facebook, что проверка результатов голосования на шоу "Голос. Дети" продолжается, никакие иные источники кроме Первого канала и Group-IB не обладают информацией о ходе расследования. "Компания "СМС-сервисы" не делала никаких заявлений о завершении расследования и участвует в нем как объект проверки", — подчеркнул он.