Скандал со строительством моста Бетанкура рядом с жилым домом, жители которого украсили окна нелестными для властей плакатами, может повториться на Обводном канале
Как сообщал "ДП", планы строительства продолжения северного участка набережной Обводного канала и моста через Екатерингофку городские чиновники вынашивают почти 10 лет. В нынешнем виде эта часть набережной заканчивается в районе ул. Степана Разина. Если продлить ее до набережной реки Екатерингофки, а также построить мост через реку, то получится магистраль непрерывного движения, дополнительно связывающая, по словам проектировщиков, Адмиралтейский и Кировский районы. И еще один путь к ЗСД. Сейчас дело дошло до разработки ППТ, в ходе которой городские власти хотят зарезервировать земельные участки, чтобы предотвратить возможность застройки.
Реализовать проект планируется в две очереди. В рамках первой реконструируют Гутуевский мост, его полностью разберут и поставят новые конструкции. После этого движение здесь сделают односторонним — к центру. Второй очередью предусмотрено строительство нового трехпролетного моста через реку Екатерингофку длиной 100 м и шириной 23 м. По нему также организуют одностороннее движение — уже в сторону Гутуевского острова.
В трех метрах от дома
Жители дома № 15 по ул. Степана Разина уверены, что проектировщики компании "Геокад" допустили ошибки при разработке ППТ, поскольку дорога окажется буквально в трех метрах от их жилья, что противоречит нормативам. И на публичные слушания по проекту пришли подготовленными.
"Согласно своду правил 42.13330.2011 Градостроительство (пункт 11.6), расстояние от края основной проезжей части магистральных дорог до линии регулируемой жилой застройки следует принимать не менее 50 м, а при условии применения шумозащитных устройств — не менее 25 м. У нас в одной точке до примыкания с домом 5,144 м, в другой — 3,780 м. Даже для проезда пожарной техники не будет места, хотя по правилам необходима полоса шириной 6 м", — демонстрировала глубокие познания в СНиП житель дома Тамара Мариненко.
Дом № 15 — это корпус бронзовой фабрики Товарищества Генке, Плеске, Морана, построенный в 1858–1859 годах. Он состоит из нескольких двух–трехэтажных флигелей. Капремонта в нем не было.
"У нас деревянные перекрытия, которые уже провисают. Когда по набережной Обводного канала проезжает фура, полы подпрыгивают, как батут. Предлагаете нам погибнуть под обломками?" — возмущались жители на слушаниях, предлагая чиновникам выкупить их квартиры.
Когда строительство продолжения северного участка Обводного канала обсуждали в 2015 году, 15–й дом собирались снести, чтобы спрямить угол поворота. Чиновникам даже согласовали соответствующую поправку в Генплан. Однако спустя полтора года КРТИ отказался от сноса дома, выбрав вариант планировки с мостом по диагонали. Эти планы не изменились и сегодня.
Братья по несчастью
В схожей ситуации оказался в свое время дом № 5 по Ремесленной ул. 1914 года постройки, из окна которого фактически можно дотянуться до нового моста Бетанкура через остров Серный. Для строительства переправы к ЧМ по футболу летом 2017 года снесли дом № 3, это же здание сохранилось и стало соседом современного моста. Хотят ли этого жители, никто не спрашивал. Эксперты решили, что шестиполосная магистраль не помешает жильцам Ремесленной, 5, ни в ходе строительства, ни после завершения работ.
Однако приближение магистрали к дому жильцы могли ощущать всеми органами чувств. Стройка велась практически круглосуточно, чтобы успеть к мундиалю, люди не могли спать от грохота техники под окнами, по дому пошли трещины. Но аварийным здание не признавали, а жителям отказывали в расселении. В окнах дома появились плакаты "Мы не хотим жить под мостом", "Помогите, или мы рухнем", и т. д. Уже после открытия моста жильцы попросили помощи и у президента США — на асфальте рядом с домом появилась надпись: "Трамп, купи дом!!!". До другого континента проблемы жильцов дома на Ремесленной не дошли, в России же скандал стал федеральным. Помочь с расселением дома пообещал лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
В день открытия движения по мосту, 13 мая 2018 года, тогдашний вице–губернатора Игорь Албин в своем Twitter извинялся перед жильцами за неудобства. Он обещал держать на особом контроле дом на Ремесленной и даже обещал жителям расселение. Однако его нет, а проблема осталась. Надписи в окнах есть до сих пор.
Жители 15–го дома по ул. Степана Разина не хотят такой же участи, поэтому требуют от чиновников до начала любых строительных работ полностью обследовать их дом на предмет возможности строительства под окнами магистрали. На всякий случай они написали жалобу в прокуратуру.
Так дешевле всего
Вариантов строительства переходов через Екатерингофку было много. По словам начальника отдела проектирования КРТИ Андрея Шашкова, только в створе Обводного канала рассматривалось шесть вариантов. Однако Генеральным планом Петербурга предусмотрен каркас магистралей. "С этим приходится считаться. Эта магистраль, которая идет в створе Обводного канала, предусматривает мостовой переход именно в этом месте", — пояснил он на слушаниях.
Если строить дорогу дальше от дома № 15, то придется возвести еще и достаточно протяженный участок набережной реки Екатерингофки. Чиновники сопоставили стоимость разных вариантов, и нынешний вариант с мостом через Екатерингофку в створе Обводного канала был признан самым экономически целесообразным. Отмели и очень старый проект засыпки Обводного канала, который последний раз обсуждали в 2011 году. Отвечая на вопросы жителей, почему новую дорогу нельзя было пустить в створе, например, Курляндской ул. и по территории бывшего завода имени Степана Разина, первый заместитель главы Адмиралтейского района Сергей Зайцев обмолвился, что "там всё в частной собственности, и всё вообще сложно".
"С нами проще, мы не частная собственность", — возмущались жители.
Хоть граждане и чиновники договорились о проверке состояния дома № 15 до начала строительства, гарантий расселения это не дает. Его судьба будет определена только на стадии разработки инженерного проекта, которая может наступить еще не скоро.
"В государственной программе реализация этого объекта запланирована на 2022 год. К сожалению, с уменьшением средств, выделяемых на улично–дорожную сеть, в бюджете до 2021 года средств не предусмотрено. Поэтому реализация будет даже не после 2025 года", — рассказал Андрей Шашков.
"Дай бог, чтобы это строительство было при нашей жизни", — попытался успокоить жителей Сергей Зайцев.