Мир за монитором. Почему крупные инвесторы делают ставку на бизнес онлайн-образования

Автор фото: Алена Марченко

Российские IT-компании начали обращать все больше внимания на бизнес онлайн-обучения. На днях стало известно, что Mail.ru Group приобрела долю в образовательной онлайн-площадке Skillbox. Ранее они же стали владельцами 50% акций другого онлайн-проекта Geekbrains. В середине февраля своя платформа по онлайн-обучению появилась у другой крупной российской IT-компании — "Яндекс" запустил проект "Яндекс.Практикум". Многие сходятся на том, что этот рынок является одним из самых перспективных для инвесторов.

По данным "Ведомостей", Mail.ru собирается расширить свой пакет акций в Skillbox сперва до 10%, а затем, возможно, и более. Эксперты объясняют такой интерес инвесторов к этому рынку, во-первых, тем, что он довольно стремительно растет, пользуется спросом и может приносить неплохую прибыль, а во-вторых, тем, что IT-компании проходят этап диверсификации своих портфелей и стремятся расширить рамки своих возможностей, вкладываясь не только в информационные технологии. Кроме того, техкорпорации, судя по всему, выращивают себе новые кадры с помощью принадлежащих им онлайн-школ.

Образование на вырост

Проектами по онлайн-обучению также начали увлекаться и игроки телеком-рынка. Так, в ноябре 2018 года "Ростелеком" запустил бета-версию онлайн-проекта для школьников "Лицей", который готовит школьников к ЕГЭ и поступлению в вузы. Еще раньше подобный проект, Smart University, запустили МТС.
По данным исследования EdMarket (в исследовании участвовали игроки рынка онлайн-образования, экспертные центры, ФОМ и независимые консультанты), мировой рынок дистанционного образования составлял в 2017 году примерно $5 трлн. В этом же исследовании эксперты отметили, что эта область стремительно расширяется и развивается. По их прогнозам, за несколько лет объем рынка может увеличиться в 1,5-2 раза, а объем российского рынка онлайн-образования к 2021 году достигнет 2 трлн рублей с долей частного бизнеса 18,9%. Ежегодный рост в России этого сегмента, по оценке экспертов, составляет 17-25%.
Один из крупнейших производителей онлайн-касс "АТОЛ" подсчитал, что только в 2018 году россияне потратили на обучение в Интернете 1,3 млрд рублей. Наибольшим спросом пользовались курсы по бизнесу (38%), второе место занимают курсы по программированию (14%). При этом наблюдается явное сегментирование рынка по двум направлениям — корпоративные курсы (B2B-сегмент) и индивидуальные курсы (B2C-сегмент).
Второе направление также явно сегментируется на профессиональное обучение, когда слушатели хотят поднять свою квалификацию или же освоить новую профессию, а также на курсы "для себя", связанные с хобби участников — рисование, музыка и т. п. По данным "АТОЛ", доля онлайн-курсов "для себя" в 2018 году выросла в 1,5 раза.
На профессиональные курсы россияне тратят в 4 раза больше денег, чем на курсы, связанные с хобби (средний чек — 5,8 тыс. и 1,3 тыс. рублей соответственно). При этом самыми дорогими курсами в 2018 году стали программы по обучению маркетингу, средний чек таких курсов составил 32,7 тыс. рублей, что, по подсчетам "АТОЛ", в 3 раза больше, чем средний чек курсов по программированию (9,9 тыс. рублей). Хотя, как обращают внимание эксперты компании, средняя зарплата IT-специалистов на рынке труда значительно больше, чем у маркетологов.
Также к сферам с высоким чеком относятся курсы по медицине (30,2 тыс. рублей) и курсы по управлению (22,6 тыс. рублей). Самые популярные у россиян курсы по бизнесу значительно дешевле — средний чек в данной области составил 8,8 тыс. рублей.
Курсы, связанные с хобби и увлечениями, являются довольно дорогими. Например, курс ландшафтного дизайна обойдется в 21,7 тыс. рублей, а средний чек занятия с репетитором составляет 1,7 тыс. рублей.

Экономическая кухня онлайн-школ

Площадка Skillbox, долю в которой приобрела Mail.ru Group, является одним из лидеров онлайн-образования России. Основное направление школы — обучение "профессиям будущего". Наибольшая часть курсов посвящена программированию, веб- и гейм-дизайну, игровой индустрии, интернет-маркетингу и продвижению в соцсетях.
По данным СПАРК, выручка Skillbox в 2017 году составила 59 млн рублей. До того как зарегистрировать юридическое лицо (ООО "Скилбокс") в июне 2017 года, онлайн-сервис представлял образовательные услуги уже несколько лет. Компания была основана тремя приятелями Сергеем Попковым, Игорем Короповым и Андреем Анищенко. Им принадлежит наибольшая доля в Skillbox — по 22,8% у Анищенко и Коропова, а также 19,2% у Сергея Попкова. Кроме того, 22,8% акций принадлежит генеральному директору Skillbox Дмитрию Крутову (по данным ЕГРЮЛ). Mail.ru Group пока держит 3,5% акций компании. Попков и Коробов до основания школы уже имели солидный опыт в веб-дизайне, Анищенко — в менеджменте и управлении, а Крутов — в интернет-маркетинге. Именно эти направления стали главными в Skillbox.
Сейчас на площадке существует более 50 программ, а стоимость курсов варьируется от 20 тыс. до 150 тыс. рублей.
Еще одна из самых популярных платформ в Рунете — GeekBrains — сейчас работает при поддержке Mail.ru Group (компания владеет 50% акций GeekBrains). По данным СПАРК, выручка GeekBrains в 2016 году составила 94,3 млн рублей, а 2017 году — уже 287,1 млн рублей. Отличительная черта портала состоит в том, что, во-первых, большая часть программ направлена на работу с IT-технологиями, а во-вторых, основной акцент в обучении делается на дальнейшее трудоустройство выпускников курсов. GeekBrains предоставляет возможность прохождения стажировок, которые в том числе реализуются в Mail.ru Group. Таким образом, компания с помощью этого портала фактически не только предоставляет образовательные услуги, но и обеспечивает себя кадрами.
Как рассказал "ДП" представитель Mail.ru Group, на образовательном портале GeekBrains существуют три формата обучения: короткие курсы, профессии и факультеты в онлайн-университете GeekUniversity. Они различаются между собой длительностью обучения, стоимостью и уровнем подготовки. Направление "Профессии" подходит для обучения junior-специалистов. GeekUniversity обучает разработчиков уровня middle и гарантирует трудоустройство после обучения. Также существует отдельный продукт, посвященный бизнес-образованию, — Digital MBA.
"Самым дорогим продуктом считается бизнес-образование Digital MBA, его стоимость составляет 590 тыс. рублей. Диапазон цен на курсы — отдельные модули из профессий — варьируется от 500 рублей до 13 тыс. Диапазон цен на профессии составляет от 6 тыс. до 100 тыс. рублей, самой дорогой профессией у нас является курс гейм-дизайнера. Диапазон цен на факультеты GeekUniversity — от 150 тыс. до 225 тыс. рублей. Такая стоимость у двух факультетов: Go-разработка и веб-разработка", — поделились в компании.
В GeekUniversity популярностью пользуются курсы веб-разработки, искусственного интеллекта, работы на языках Python и Java. По направлению "Профессии" популярны курсы тестировщика ПО, веб-разработчика, интернет-маркетологов, фронтенд-разработчика, специалиста по информационной безопасности, а также изучение Python и Java.
По краткосрочным курсам аудитория демонстрирует интерес к изучению Python, HTML и CSS, JavaScript, Java, С#, HTML5 и CSS3, контекстной рекламы, тестирования ПО, Node.js и Linux.
"Яндекс.Практикум" — самый молодой проект на рынке онлайн-образования, который стартовал буквально несколько недель назад. Обучающий процесс реализуется на базе другого проекта "Яндекса" — АНО "Школа анализа данных".
Евгений Лебедев, директор по маркетингу "Яндекс.Практикум", рассказал, что на данный момент у них доступны три направления обучения: аналитик данных (6 месяцев обучения), фронтенд-разработчик (7 месяцев обучения) и веб-разработчик (9 месяцев обучения). По его словам, сейчас они наблюдают активный спрос на профессию аналитика данных. Лебедев связывает это с тем, что знания по аналитике полезны во многих смежных IT-профессиях.
Самый дорогой курс на "Яндекс.Практикуме" — обучение на веб-разработчика (85 тыс. рублей), самый дешевый — на аналитика данных (60 тыс. рублей). Обучение на фронтенд-разработчика стоит 65 тыс. рублей.
"Средний чек покупок составляет 70 тыс. рублей, сейчас спрос на профессии фронтенд- и веб-разработчика распределяется равномерно. Выпускников пока нет, первый выпуск запланирован на август. Но уже сейчас мы видим большой интерес к "Яндекс.Практикуму": за 1,5 недели, прошедшие с запуска проекта, бесплатный курс начали проходить более 10 тыс. человек, — делится Евгений Лебедев. — В ближайшем будущем мы планируем добавить новые востребованные специальности: бэкенд-разработчик, дата-инженер, специалист по машинному обучению, специалист по нейросетям, дизайнер интерфейсов и менеджер продукта".
Пока непонятно, будет ли "Яндекс" на основе своей новой платформы формировать для себя кадровый резерв из выпускников курсов. Но учитывая то, что компания подобрала на платформе наиболее востребованные на IT-рынке профессиональные направления (нужные в том числе и в самом "Яндексе"), подобное решение вполне вероятно.

Финансовая подоплека

Интерес IT-гигантов к онлайн-школам можно объяснить не только кадровым вопросом, но и финансовыми мотивами. Так, управляющий партнер агентства "IT Бизнес Брокер" и эксперт по инвестициям в IT-сфере Алексей Комаров объясняет этот процесс диверсификацией портфелей компаний: "Крупные российские IT-компании активно диверсифицируют бизнес, инвестируя на растущих рынках. Так, в 2018 году 25% выручки "Яндекса" пришлось на нерекламные направления — такси, доставка еды. Рынок онлайн-образования растет более чем на 20% в год и этим привлекает крупный бизнес. Обладая мощными рекламными ресурсами, IT-гиганты рассчитывают дополнительно усилить позиции приобретаемых активов", — рассказал он.
При этом эксперт обращает внимание, что прибыльность онлайн-школ зависит от уровня конкуренции в нише. Новые проекты и онлайн-курсы в популярных нишах снимают сливки и могут зарабатывать несколько миллионов рублей прибыли в месяц. После появления в нише конкурентов прибыль падает: доход снижается, а стоимость привлечения клиентов растет.
Инвесторам, которые хотят вложиться в онлайн-школы, эксперт советует обратить внимание на размер среднего чека на обучение в школе и ее оборот: "На стадии роста бизнесу потребуются вложения в онлайн-маркетинг, и лучше, если стоимость привлечения учеников будет ниже платы за обучение. Также имеет смысл обратить внимание на управленческую структуру онлайн-школы: важно, чтобы обучающие эксперты были зависимы от бренда и IT-платформы, иначе есть риск вырастить "звезд" и оказаться в зависимости от них. Онлайн-школы, использующие сильный личный бренд своего основателя, выигрывают за счет низкой стоимости привлечения клиентов, но сложнее масштабируются", — заключает Алексей Комаров.