Миллиард на коворкинг. Владелец ГК "БестЪ" инвестирует в коворкинги Page

Автор фото: Валентин Беликов
Глава "БестЪ" Андрей Лушников

Андрей Лушников, владелец ГК "БестЪ", вложит в создание сети коворкингов Page более 1 млрд рублей. Эксперты называют проект достаточно перспективным.

Первый коворкинг откроется в принадлежащем Лушникову центре "Ферма Бенуа" на Светлановском пр. Здесь на 400 м2 появятся 60 рабочих мест, переговорки и общественные пространства. Средняя цена аренды составит 10–30 тыс. рублей за место. Стартует проект в марте этого года.
"Мы стали замечать, что все больше посетителей нашего ресторана сидят в обеденном зале и работают с ноутбуками. Утром это не страшно, но, когда приходит время ужинать, уже мешает. Мы не можем отказывать нашим посетителям — это не в наших правилах, поэтому решили предложить им новый продукт — коворкинг, — рассказывает Андрей Лушников. — Начали изучать, посмотрели окупаемость, в итоге было решено делать сетевой проект. У нас пока этот формат не сильно развит, но имеет хорошие перспективы. Мы даже в собственной работе используем форматы коворкинга: есть новый проект, под него формируется команда, которая садится в коворкинге, и не надо всех этих сложностей с покупкой новой мебели, арендой новых площадей и так далее. Так удобнее".
Всего в ближайшее время "БестЪ" намерена открыть монобрендовые коворкинги (около 10 тыс. м2 на 1500–2000 рабочих мест). "Это будут полноценные рабочие пространства с большими общественными местами, где будет и фитнес, и кафе, и многое другое", — поясняет Андрей Лушников. Общий объем инвестиций он оценивает в 1–1,2 млрд рублей. Окупаемость составит около 5 лет. "Некоторые коворкинги откроются на наших площадях, таких как "Ферма Бенуа" или "Авеню апарт на Малом", часть будем арендовать у других девелоперов", — говорит президент ГК "БестЪ".
"На сегодняшний день в Петербурге представлены как единичные проекты, так и проекты сетевых операторов: "Практик", "Офис М", "Циферблат", Regus. Московские и международные игроки данного формата продолжают рассматривать Петербург как площадку для развития бизнеса, находятся в поисках качественных помещений площадью от 3000 м2 и более — при таком объеме бизнес–модель коворкинга может эффективно работать", — рассказывает Иван Починщиков, управляющий партнер компании IPG.Estate. "Именно сетевые проекты наиболее перспективны. Клиенты коворкингов очень мобильны, и возможность предоставить им привычную услугу в нескольких локациях будет существенным конкурентным преимуществом на этом рынке", — уверен Алексей Федоров, руководитель отдела рынков капитала и инвестиций в недвижимость компании Maris в ассоциации с CBRE. По его оценкам, инвестиции в дизайн и меблировку можно оценить дополнительно в 30–50 тыс. рублей на 1 м2 по сравнению со стандартным офисом. "Открытие коворкинга Page в "Ферме Бенуа" — перспективный шаг в развитии площадки", — полагает Василий Довбня, директор департамента консалтинга Colliers International в Санкт–Петербурге.
По оценка Константина Королева, руководителя сети коворкингов GrowUp, учитывая локацию "Фермы Бенуа", можно предположить, что срок окупаемости проекта составит от 4 до 6 лет. "Эта локация довольно рискованная: есть ощутимая удаленность от центра города и от метро, поэтому единственным источником трафика могут стать жители новых районов севера Петербурга. Поэтому не стоит рассчитывать на моментальный стопроцентный успех", — предупреждает эксперт.
Лидером по обеспеченности коворкинговыми площадями можно назвать Великобританию. В Лондоне доля коворкингов достигает 950 000 м2, что составляет 5% общего объема офисных площадей. Для сравнения: в Петербурге, по данным IPG.Estate, общая площадь коворкинговых пространств год назад составляла порядка 12 тыс. м2 при общем объеме качественных офисных площадей 2,6 млн м2.
Сегодня в активной фазе реализации находится еще порядка 10 тыс. м2 площадей под коворкинги, которые будут открыты в ближайшие годы.