Заглянули на полки. За псевдоздоровую еду и косметику производителям готовят штрафы

Автор фото: ТАСС
Автор фото: ТАСС

Уже с 1 января 2020 года производители продуктов и косметики не смогут самовольно размещать на товарах маркировки "эко", "био" или "органик" без сертификата соответствия. Недобросовестных бизнесменов государство хочет штрафовать, но, по словам экспертов, все равно предприниматели будут идти на хитрости и уловки с упаковкой, потому что подобная сертификация дорого стоит.

Законопроект о запрете самовольного размещения этих маркировок утвердила в третьем чтении Государственная дума РФ еще летом 2018 года. Наносить пометки и спецзнаки смогут только предприниматели, включенные в единый список Минсельхоза и имеющие сертификаты на товары.
В Петербурге депутаты Законодательного собрания (ЗакСа) предложили пойти дальше и ввести на федеральном уровне крупные штрафы для недобросовестных компаний и фирм, которые обманывают покупателей, размещая на продуктах приставки "био", "эко" или "органик" без сертификации.
Всплеск моды на экологически чистое питание и натуральную косметику среди россиян привел к тому, что производители начали размещать подобные надписи в рекламных целях. По мнению законодателей, отсутствие контроля за "здоровыми продуктами" может привести к тяжелым последствиям для здоровья покупателей.

В погоне за прибылью

Авторами федеральной инициативы выступили глава комитета по законодательству ЗакСа Денис Четырбок и депутат Мария Щербакова. Поправки вносятся в Кодекс об административных правонарушениях РФ "КоАП". В частности, штрафы за введение покупателей в заблуждение составят для обычных граждан от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, для должностных лиц от 25 тыс. до 30 тыс. рублей. Для фирм и компаний — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей. Как пояснил Денис Четырбок, в последние годы в России все большие обороты набирает популярность здорового образа жизни и экологически чистого питания. Многие готовы переплатить за "натуральную" косметику и "органические" продукты, которые в большинстве случаев, как показывают исследования, такими не являются.
"Любой покупатель, который пришел в магазин, хочет натуральных и безопасных продуктов, но из-за хитрых уловок и подводных камней нерадивых производителей это желание не всегда осуществимо. Гринвошеры довольно часто фальсифицируют экомарки, штампуют их без оглядки на контролирующие органы и тем самым обманывают огромную армию сторонников экологически чистых продуктов", — считает Четырбок.
Он напоминает, что "зеленые" товары получили массовое распространение не только из-за тренда на здоровый образ жизни, но и в связи с увеличением числа аллергиков, особенно среди детей и подростков. Поэтому производитель, который ставит на упаковке несертифицированного товара отличительную марку "эко", "био" или "органик", фактически совершает преступление.
"Нет никакой гарантии, что в результате употребления "рекомендуемого" товара у человека не возникнет аллергии со страшными последствиями", — не исключает Денис Четырбок и напоминает, что в погоне за прибылью некоторые производители применяют химикаты, пестициды и гормоны роста.
Как и федеральный законопроект, документ ЗакСа, если он будет одобрен Государственной думой, должен вступить в силу с 1 января 2020 года.

Газировка с витаминами

Сейчас получение сертификата соответствия на маркировку "био", "органик", "эко", "Не содержит ГМО" является добровольным. Производитель может пройти лабораторное исследование, чтобы на упаковке появилась соответствующая надпись. Правда, если все же сертификата нет, а надпись на упаковке имеется для рекламных целей, производителя все равно сейчас никто не накажет.
"Маркировка в условиях кризиса и экономии — это способ привлечь внимание покупателя именно к своему продукту, чтобы доказать ему, что именно этот определенный товар нужно купить, а не другой. Это сильный тренд, который позволяет производителю и торговым сетям рекламировать товар и показывать его самый главный посыл: "Ты будешь более здоровым, красивым, ты получишь больше витаминов". Даже на газировке сейчас пишут "содержит витамин С". Еще 10 лет назад такого не было", — отмечает Светлана Силенина, руководитель направления “Потребительские рынки” агентства Infoline.
По ее словам, появление надписей на упаковке "био", "'эко" и "органик" является трендом уже не первый год. Тем не менее до сих пор встречаются производители, чье соответствие надписям вызывает сомнения. "Бывает так, что производитель пишет, что это экологически чистый продукт, натуральный, но при этом никакие исследования на этот счет не были проведены. Часто можно на упаковках встретить надпись "Не содержит ГМО", но я не уверена, что каждый продукт действительно прошел лабораторные исследования и действительно есть сертификат, что данный продукт не содержит генно-модифицированных организмов", — заметила эксперт.
Новый закон, считает Светлана Силенина, нуждается в доработке, потому что оставляет пространство для уловок со стороны производителей и к тому же все еще носит полудобровольный характер: "В документе говорится, что если производитель, по сути, подтверждает качество своей продукции и ее органическое происхождение, то он наносит маркировку, и нет ничего об обратной ситуации, когда, например, продукт полностью биологически чистого происхождения, но производитель маркировку не нанес. То есть все остается на желание производителя. Многие найдут лазейки для обхода закона. Вместо "органик" или "био" просто будут писать "здоровый продукт" или "полезный продукт" — такого определения в законе нет. К тому же с такой формулировкой сложно будет доказать, что продукт на самом деле не здоровый".
Настоящее прохождение сертификации на соответствие приведет к подорожанию конечного продукта. Кроме того, по словам эксперта, сложно провести качественное исследование, которое бы доказывало биологически чистое происхождение товара — начиная от поля, где его вырастили, заканчивая прилавком. "Нужно доказать, что поле было чистое, что в него не вносили никаких пестицидов и химических удобрений, что семена не подвергались никаким техногенным воздействиям. Все это вкупе будет увеличивать конечную стоимость продукта, к тому же еще и доказательная база экологичности будет достаточно сложна. Я не уверена, что через год, когда этот закон вступит в силу, эта проблема решится", — считает Силенина. Также она добавила, что в России мало лабораторий, которые могут провести подобные исследования, и вряд ли для реализации этого закона будут созданы отдельный орган и новая лаборатория, которые будут выдавать сертификаты.

Важный ассортимент

Вопрос о том, кто будет заниматься сертификацией по маркерам "био", "органик" и "эко", пока остается открытым. По мнению владельца торговой сети "Реалъ" Александра Мышинского, такие полномочия могут отдать Россельхознадзору. Светлана Силенина добавляет, что также могут быть подключены Роспотребнадзор или Роскачество.
"Для торговых сетей по большому счету ничего не поменяется, — отмечает глава "Реалъ" Александр Мышинский. — Нам как продавцам важно, чтобы все соответствовало закону, поэтому мы проверяем сертификаты соответствия. В данном случае мы просто должны будем требовать новые сертификаты, чтобы убедиться, что товар соответствует тому, что написано на его упаковке, и просто не будем работать с теми, у кого таких сертификатов не будет".
По словам Светланы Силениной, здоровые продукты — важная часть ассортимента торговых сетей, которая пользуется хорошим спросом. "Сети активно взаимодействуют с био- и экопродукцией, например, в гипермаркетах "Ашан" и "Глобус" есть отделы, посвященные подобным товарам. В "Глобусе" этот отдел называется "Эко. Био. Веган". "Ашан" имеет отделы с органической продукцией и диетические продукты в ассортименте. Некоторые сети магазинов хотя бы одну полку заводят, где они помечают эту продукцию как экологичную или здоровую. Потому что ЗОЖ сейчас в моде, особенно в крупных городах. Люди стали чаще ходить в спортзалы и активно занимаются своим здоровьем".
Директор по корпоративным коммуникациям "Ашан Ритейл Россия" Мария Курносова рассказала "ДП", что торговая сеть внимательно относится к отбору продуктов в этот отдел. Компания приобретает только те товары, которые имеют сертификат органической продукции Евросоюза — "евролист".
"Весь ассортимент продукции, представленной в отделе "Био", имеет сертификат EU Organic Bio. Наличие сертификата проверяется на этапе ввода продукции в ассортимент, а в процессе реализации отслеживается актуальность срока действия сертификата. Продукция, имеющая маркировку "био" и "эко", но не имеющая актуального сертификата EU Organic Bio, в этом отделе не представлена", — рассказала она, добавив, что европейский сертификат имеют 100% продуктов из отдела.
Светлана Силенина отметила, что сертификацию в соответствии с новыми российскими законами решатся пройти далеко не все производители из-за ее дороговизны. Тем не менее подобные бренды найдутся: "Например, сеть "ВкусВилл", которая выпускает натуральные продукты, производство которых является прозрачным и легко отслеживается по всем этапам. Для них важно демонстрировать бренд продуктов, не содержащий нежелательных элементов и позиционируемый как здоровый".
Пока что в федеральном законодательстве о "здоровых" продуктах присутствует лишь понятие "органический". Товар, который представляется покупателю как таковой, не должен содержать ГМО. Однако бизнес идет на ухищрения и ставит в описание продукта, например, прилагательные "экологический" или "биологический". Примечательно, что депутаты ЗакСа Петербурга Денис Четырбок и Мария Щербакова предложили именно два этих определения внести в федеральное законодательство об органических продуктах.
Как пояснили в пресс-службе ООО "Валио", понятия "биологически чистый", "органический", "экологически чистый" часто путаются между собой, хотя на самом деле они имеют разные значения.
"Конечно, существующие в России законы должны неукоснительно соблюдаться всеми производителями: этикетка продукции может содержать только подтвержденную информацию и не должна вводить потребителя в заблуждение. Наличие неизбежного и соразмерного нарушению наказания является логичной мерой против недобросовестных игроков. Также важно, на наш взгляд, помочь потребителю сориентироваться в многообразии этикеток и заявлений, способствовать опровержению мифов и стереотипов, которых в молочной сфере достаточно много. В этом смысле у всех производителей и у правительства задача общая", — констатировали в компании.