"Фермер" выращивает магазины. Сеть мини–рынков откроет 200 точек, половину из них — в Москве

Автор фото: Валентин Беликов
Игорь Бондаренко, владелец сети мини-рынков "Фермер"

Полки внаем

Бизнес основателя компании Игоря Бондаренко заключается в том, что, взяв в аренду частные торговые площади, он оборудует их под секции, торгующие разными продуктами питания. "Мы в рамках проекта создаем инфраструктуру для покупателей и продавцов. Они пересекаются в одном месте, и бизнес работает. А мы являемся по сути администраторами", — рассказывает учредитель ООО "Фермер".
Сейчас в Петербурге под брендом "Фермер" работает четыре мини–рынка, принадлежащих владельцам компании, каждый площадью около 150 м2, и шесть развивается другими предпринимателями по франшизе. "Фермеры" уже открыты в Адмиралтейском, Кировском, Красносельском, Невском и Фрунзенском районах. Ежемесячный оборот четырех петербургских мини–рынков, развиваемых основателем компании самостоятельно, составляет 2,5 млн рублей. В среднем чистая прибыль от сдачи в субаренду секций рынка, по оценке владельца, составляет около 140 тыс. рублей в месяц.
Первый мини–рынок "Фермер" заработал еще в 2010 году. Игорь Бондаренко вложил в открытие этого магазина площадью 230 м2 около 900 тыс. рублей из собственных средств. Сеть была зарегистрирована в 2017 году. Попробовав свои силы на местном рынке, предприниматель пришел к выводу, что заполнить полки продуктами в торговой точке большой площади будет затруднительно, поэтому уменьшил метраж магазинов.
Теперь под торговлю компания арендует у собственников помещения от 150 до 300 м2 на первых этажах зданий.

Кто клиенты

Магазинные полки на длительный срок сдаются небольшим производственным предприятиям и ИП, в частности фермерам. Сейчас на полках мини–маркетов представлена мясная, молочная и другая сельхозпродукция от 700 небольших предприятий Петербурга и Ленобласти. Самыми крупными поставщиками среди них являются колбасный завод "Анком" и компания "Элика", производитель замороженных полуфабрикатов.
"Фермерам в городе негде продавать свою продукцию, — говорит Игорь Бондаренко, — сети выжимают с рынка всех, а субъектам малого бизнеса с ретейлерами, чтобы выжить, нужно конкурировать. Мы берем на себя решение задач по раскрутке площадки".
С 2017 года ООО "Фермер" также продает франшизу. Это направление сейчас стало приоритетным для компании. С целью привлечения потенциальных франчайзи компания активно применяет маркетинговые онлайн–каналы: развивается в соцсетях и снимает серии подкастов о том, как открыть мини–рынок за 27 дней. Для привлечения внимания предпринимателей владельцы сотрудничают с видеоблогерами.

Другой ценовой сегмент

На столичный рынок компания обратила внимание из–за обильной застройки. Там, по мнению владельца "Фермера", больше свободных площадей, удовлетворяющих стандартам. В перспективе у "Фермера" до конца года намечен выход сети в Пермь, Нижний Новгород и Севастополь.
"Я заходил в разные фермерские магазины Петербурга и Ленобласти, и зачастую сельхозпродукции в них представлено лишь несколько процентов, — делится опытом Михаил Шконда, глава Ассоциации фермеров Ленобласти. — Знаю единицы фермеров, у которых есть достаточное количество товаров, чтобы обеспечить ими магазины. Большинство дальше двух точек пока не ушло. Исключение составляет сеть магазинов "Муслим", но у них и цены, на мой взгляд, выше среднего".
По данным "2ГИС", на территории Петербурга сейчас работает 3540 организаций, занимающихся продажей продуктов питания.
Из них, согласно сведениям от того же источника, в городе действует 78 продовольственных компаний, в названии которых так или иначе присутствует слово "фермер".
Например, в Петербурге работает сеть магазинов "Народный фермер", маркет "Добрый фермер", гастроном "Фермер" и другие. В деревне Порошкино и в Петербурге есть магазин фермерской продукции "Это у нас семейное" и другие. Объем городского рынка фермерских магазинов оценивается его участниками в 300–400 млн рублей в год. В 2017 году оборот розничной торговли Петербурга достиг 1 319 млрд рублей.