Танцы вокруг визовых центров. Закон об аккредитации визовых центров мог ослабить турпоток из России

Автор фото: Интерпресс/Елена Пальм

Авторы законопроекта об аккредитации визовых центров, способной привести к их массовому закрытию, передумали. Сначала они обсудят идею с участниками рынка. По мнению экспертов, продавливание законопроекта в его нынешнем виде могло бы привести к сокращению турпотока из России.

Новые поправки к ФЗ–114 "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" могли бы привести к масштабному закрытию визовых центров. Законопроект предполагал обязательную аккредитацию операторов российских визовых центров при МИД РФ при соблюдении ряда условий. Идею на прошлой неделе выдвинули председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев и его коллега Олег Морозов. Участники рынка восприняли план резко негативно.

Все назад

Но вечером 27 июля Константин Косачев на своей странице в Facebook заявил, что спорный законопроект отозван. Однако сенатор по-прежнему полагает проблему актуальной, а тему "важной и чувствительной": "Считаем, что разумное регулирование этого вида деятельности необходимо. И его целью является не ограничительные меры, а исключение теневого рынка услуг. Очевидно, что все добросовестные участники рынка не только не будут ущемлены, но, напротив, получат поддержку и возможность расширить свою деятельность", — продолжил Константин Косачев и пообещал готовность к диалогу со всеми заинтересованными структурами.
В соответствии с законопроектом операторы должны были бы соответствовать нескольким критериям, в частности, требовалось наличие не менее 20 представительств в субъектах РФ и опыт работы в сфере оказания услуг, связанных со сбором и обработкой документов, необходимых для получения визы, не менее 3 лет. Также операторы не должны были быть аффилированы с юридическим или физическим лицом, осуществляющим туристскую деятельность. Требовалось бы и наличие у заявителя технических средств для обработки конфиденциальной информации (в том числе биометрических персональных данных).
Впрочем, самым проблематичным требованием стала бы доля иностранного участия в уставном капитале, которая не должна превышать 20%.
Всего в России работают шесть компаний, управляющих визовыми сервисными центрами, — это федеральные операторы ООО "Виза Менеджмент Сервис" (бренд VMS), ООО "Тлсконтакт (Ру)" (TLS), АО "Фрейт Линк" (Pony Express) и другие. Большинство из них не соответствует предложенным критериям аккредитации.

Кого бы коснулось

В Петербурге услуги визирования предоставляют около 100 компаний, выступая посредниками между туристами и визовыми центрами. Среди них компании Visateka, Центр визирования, "Полис 812" и многие другие. Все они, по словам экспертов, экономят время клиентов, отвыкших проводить в консульствах и визовых центрах по нескольку часов.
С точки зрения Ильи Мякоты, основателя сети визовых центров Visateka, весь объем работ, которые осуществляют визовые центры, в случае принятия закон лег бы на консульства. "Визовые центры упрощают работу консульствам, у которых ограничены часы работы. То есть у клиентов хлопот с получением визы определенно могло бы прибавиться", — говорит предприниматель. Некоторые эксперты предполагают, что продавливание законопроекта могло бы привести к сокращению турпотока из России в целом. "И, может быть, именно для этого его и хотели принять", — рассуждает Владислав Жижкун, глава турфирмы "Горизонт без границ".
Однако не все были настроены пессимистично. "На 99% был уверен, что это очередная законодательная инициатива, которая не могла быть так сразу принята. Если визовые центры закроют в России, то же самое произойдет с центрами при наших посольствах за рубежом", — говорит Дмитрий Волохотюк, глава туркомпании "Ирида". Всего, по данным Росстата, за период с января по март 2018 года российские туристы совершили 7,4 млн поездок в зарубежные страны.