Какао для интеллектуала. Александр Друзь о возможностях мозга и границах памяти

Автор фото: Сергей Коньков/Trend
Автор фото: Сергей Коньков/Trend

Александр Друзь известен как профессиональный интеллектуал — инженер "советской школы" и магистр мегапопулярной в нашей стране игры "Что? Где? Когда?". Обладатель шести "Хрустальных" и одной "Бриллиантовой совы" рассказал "ДП" о пользе какао и финской бани, постоянном анализе происходящего, границах своей памяти, монгольском космонавте и конголезском диктаторе, а также о том, как опыт в игре помогает в повседневной жизни.

По вашим ощущениям, можно заставить мозг работать на 200%?

— Не нанеся ему ущерба — нет. Странная идея — сделать так, чтобы механизм сломался непонятно для каких целей. Есть мнение, что для текущей интеллектуальной деятельности средний человек задействует мозг на 2–3%. Полагаю, природа распорядилась так, чтобы была необходимая избыточность. Если вдруг одна часть мозга выйдет из строя, другая сможет поддерживать эти 3% интеллектуальной работоспособности. То же с мышцами, органами пищеварения. Так что хорошо бы заставить мозг работать хотя бы на 10% — да и то, на мой взгляд, это связано с определенным риском для жизни.

А как вы заставляете — слушаете музыку, пьете кофе? Принимаете мельдоний?

— Мозг — такая штука, которая плохо поддается внешним воздействиям, хотя может поддаваться внутренним. Например, когда человек мобилизуется. Но я стараюсь не делать этого. Пока работает — трогать не надо. Можно выстраивать свои внутренние психологические ощущения таким образом, чтобы воздействовать на мозг психологическим состоянием, если хотите, настроением. Но в сам мозг внедряться, тем более какими–то химическими препаратами, на мой взгляд, не стоит.
Лично я, во–первых, высыпаюсь. Причем не так, чтобы один раз проспать 10–12 часов, а регулярно. Надо приучить мозг, что у него есть 8 часов (хотя кому–то достаточно и шести) для восстановления. Во–вторых, перед ответственными мероприятиями — а у меня это игры — стараюсь максимально исключить негативные внешние воздействия. Положительные эмоции меня, наоборот, стимулируют. Существует мнение, что потребление большого количества шоколада помогает мозговой деятельности. Скорее всего, это связано как раз с положительными эмоциями: шоколад содержит вещества, которые приводят человека в приподнятое настроение. При этом шоколад должен быть не молочным, а с достаточно большим содержанием какао. Поэтому чашка хорошего какао тоже приводит мозг в работоспособное состояние. Мой, в частности.
А еще все команды, за которые я играл в "Что? Где? Когда?", всегда перед игрой ходили в баню. Совершенно неожиданно выяснилось, что баня мобилизует. Еще в начале 1980–х мы ходили в русскую баню, чтобы расслабиться — перед игрой это важно. А один раз вместо русской бани пошли в финскую, и выяснилось, что финская дает лучший результат. Появляются задор и бодрость.

Бывало ли на игре, когда умение экстренно мобилизоваться помогло придумать нечто, что казалось недостижимым?

— Был период, когда в телеклубе "Что? Где? Когда?" разрешали пользоваться источниками типа словарей: в студии стоял специальный шкаф. Однажды был задан вопрос, в котором фигурировали "своеобразные пресмыкающиеся", которые во время Великой Отечественной войны использовались партизанами в госпиталях и спасли много раненых. Когда прозвучало "своеобразные пресмыкающиеся", у меня включилось ассоциативное мышление: я представил партизан в лесу. Понятно, что это не тропический лес, а лес средней полосы. Перед глазами встала картинка, где пресмыкающееся в лесу — это мох, он как будто ползет. Я предположил, что ответ, скорее всего, мох, сказал команде: вы обсуждайте дальше, а я проверю. Добежал до полки, где стоял словарь Даля, дошел до мха, залез в статью и за минуту вернулся за стол с правильным ответом. То есть задействовал не только память или знание, но и ассоциативное мышление.

А свой первый взятый вопрос помните?

— Естественно. Было это в 1981 году. На стол вынесли несколько разноцветных предметов. Вопрос был такой: телезритель такой–то из Холмогор спрашивает, как эти предметы связаны с его родным городом. Так получилось, что поднос поставили ближе ко мне, и я единственный догадался взять эти предметы в руки. Это было что–то вроде камешков, притом очень легких и цветных с одной стороны. Сразу стало понятно, что они искусственного происхождения. А какие искусственные камни, причем цветные только с одной стороны, мы знаем? Смальту для мозаики, которую возродил в России уроженец города Холмогоры Михаил Ломоносов. Мы ответили правильно, но вопрос я запомнил еще и потому, что мою версию дали отвечать не мне.

Как опыт "Что? Где? Когда?" помогает вам в повседневной жизни?

— Как известно, вся наша жизнь — игра, а телевизионная игра — это очень концентрированная и в то же время очень точная модель того, что происходит с человеком в обычной жизни. А одним из краеугольных камней в жизни является принятие решений, причем, как правило, в очень сжатые сроки. Игра "Что? Где? Когда?" особенно полезна для детей от 12 до 25 лет: приучает самостоятельно размышлять, отвечать за свои решения. Плюс к этому некоторые разновидности "Что? Где? Когда?" типа брейн–ринга отлично развивают реакцию, что особенно полезно, скажем, за рулем автомобиля.

Ваш мозг или память вас удивляют?

— Достаточно часто такое бывает. Когда вспоминаешь то, чего, как ты считал, и знать не мог, но вдруг выясняется, что в детстве ты про это слышал. Но у меня границы памяти определяются границами моих интересов. То есть я помню только то, что меня когда–то могло заинтересовать. Если неинтересно — не могу запомнить никакими силами.
Правда, круг моих интересов достаточно широк. Например, я помню, как зовут первого и пока единственного монгольского космонавта — Жугдэрдэмидийн Гуррагча. Как мне это понадобится в дальнейшей жизни — неизвестно. Еще помню, как звали конголезского диктатора: Мобуту Сесе Секо Куку Нгбенду ва за Банга. Ну и зачем это мне? Но показалось прикольным в свое время.

Можете ли вы параллельно решать несколько задач?

— Одновременно, наверное, нет. С кратковременным переключением — да. Если все время размышляешь над какой–то проблемой, сознание замыливается, и надо переключить его на что–то другое, чтобы потом вернуться к первоначальной проблеме с новым подходом.

Что вы посоветуете, чтобы всегда держать мозг в тонусе?

— Мозг — это орган, его надо заставлять работать, как мышцы можно тренировать на бег или поднятие тяжестей. Скажем, идешь по улице и видишь, что что–то происходит. Но ты не тупо следишь за процессом, а пытаешься понять, почему это происходит. Не просто читаешь книгу, а думаешь, зачем писатель написал именно так, а не иначе. Все наши игры заставляют постоянно анализировать.
Настоящие игроки все время пытаются понять, какие внутренние связи события вызвали те или иные последствия. Если все время даешь мозгу пищу для работы — обеспечиваешь долговечность этому органу.