Brexit и девичья фамилия. Как английский раскол коалиции повлияет на Россию

Автор фото: Andrew Parsons/TASS
Бывший министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон
Господину Черчиллю приписывают множество афоризмов. Среди них есть и такой: "Мы живем в эпоху больших событий и маленьких людей". В Великобритании очередной кризис. Сразу два министра ушли в отставку друг за другом. Сначала министр по вопросам Brexit Дэвид Дэвис, а вслед за ним и министр иностранных дел Борис Джонсон. Причина отставки обоих — несогласие с политикой премьер–министра Великобритании Терезы Мэй по "мягкому выходу из ЕС".
Выход Великобритании из Европейского союза (Brexit) — процесс, запущенный референдумом в июне 2016 года. Тогда большинство жителей Великобритании (51,9%) проголосовало за это решение. Что стало шоком не только для правящей партии Великобритании, но и для всего ЕС, поскольку политикам в Евросоюзе даже в голову не могло прийти, что из их прекрасного объединения (куда так рвалась и рвется вся Восточная Европа и Балканы с Турцией) можно хотеть выйти.
После осознания того факта, что расставаться все–таки придется, возник вопрос: как именно? Дело в том, что огромная бюрократическая машина даже не предусмотрела законодательно прописанную процедуру выхода из Союза. Ибо, похоже, чиновники в ЕС искренне считали, что подобное возможно только в случае развала единой Европы. Кстати, даже в СССР был полноценный закон о выходе республик из состава Союза. Конечно, он так ни разу и не использовался по назначению. Но факт остается фактом: чиновники ЕС не подготовились.
В итоге после 2 лет торгов и переговоров с Брюсселем правительство Терезы Мэй предложило план, который вряд ли можно назвать "разводом с ЕС". Это, конечно, на развод похоже, но, скорее, на фиктивный, при котором супруги продолжают вместе жить и пользоваться совместно нажитым имуществом. Согласно предложениям Мэй, Британия не отменяла общие границы, подчиняла торговую политику интересам ЕС и не выходила из–под юрисдикции Европейского суда. То есть ключевые инструменты независимой политики остаются по–прежнему за ЕС.
Коллеги Дэвис и Джонсон как активные лоббисты жесткого варианта выхода из ЕС (цитата Дэвиса: "If the Brexit, thеn Brexit") громогласно подали в отставку. Оба считают, что жители Великобритании голосовали за настоящий развод, а не игрушечный. Для Терезы Мэй уход обоих политиков стал достаточно сильным ударом, особенно перед визитом Трампа. Дэвис и Джонсон не будут сидеть в оппозиции сложа руки. Оба политика, скорее всего, начнут борьбу за смещение госпожи Мэй с поста руководителя партии и премьер–министра. Все предпосылки к этому есть, поскольку популярность Мэй в среде консерваторов неуклонно снижается, да и Трамп явно поддерживает сторонников отсоединения Британии от Евросоюза.
Забавно, что новым главой МИД Великобритании назначен человек, который вообще не имеет и никогда не имел никакого отношения к дипломатии. Главой Форин–офиса стал Джереми Хант, который, как известно, до этого 6 лет проработал министром здравоохранения и социальной защиты.Единственное его достоинство — личная преданность Мэй. И внешнюю политику, в том числе и по отношению к России, будет вырабатывать именно она. А значит, термины "Новичок", "Скрипаль" и "малайзийский боинг" будут и дальше определять наши взаимоотношения.