Андрей Лушников о "Школе Бенуа" и системном подходе к подготовке к школе

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

"Школа Бенуа" начала активно развивать сеть — в марте открылся центр в Приморском районе, в апреле откроется в Калининском. А всего за 3 года планируется продать 500 франшиз и открыть школы не только в Петербурге, но и по всей России, в странах СНГ и зарубежья. О том, как создавалась уникальная методика, сколько средств потребуется франчайзи на открытие школы и о том, почему открытие школы выгодно для девелоперов как жилой, так и коммерческой недвижимости, в интервью "Деловому Петербургу" рассказал председатель совета директоров ГК "БестЪ" и совладелец проекта "Бенуа 1890" Андрей Лушников.

Как развивался проект "Школы Бенуа"?

— Когда мы купили на торгах эти здания, то, прежде чем восстанавливать, тщательно изучили историю места. Оказалось, что здесь долгое время была популярная школа изобразительных искусств, и мы из всех вариантов использования выбрали именно школу. Но поскольку мы специализируемся на девелопменте и не являемся профессионалами в области образования, то мы изучали рынок и хотели приобрести готовую франшизу. Но быстро поняли, что нормального предложения на рынке нет и придется что–то придумывать самим. Кроме того, за последнее время сильно изменилось законодательство в области интеллектуальной собственности — использование всем известных Крокодилов Ген, Чебурашек и прочих сказочных героев сейчас чревато серьезными последствиями. Поэтому мы создали своих героев — бенуариков, поселили их в сказочную страну Бенуарию, создали им историю и практически мифологию. Шаг за шагом мы все больше погружались в этот процесс, что и позволило в итоге нам создать по–настоящему качественный продукт для детей, и мы продолжаем его развивать. Поэтому, восстанавливая дачу Юлия Юльевича Бенуа, снаружи мы старались максимально воссоздать исторический облик, а вот внутри мы создали настоящее детское царство.

И в итоге вы решили предложить рынку франшизу "Школы Бенуа"?

— Изначально наш проект не был франчайзинговым, но появилось много желающих повторить нашу идею у себя. Но понятно, что вкладываться в 200–метровую школу так, как мы сделали здесь — с уникальными героями, методиками, — нереально. К тому же за те 7 лет, которые мы реализовывали проект, благодаря развитию информационных систем мы получили возможность удаленно контролировать франчайзи, дистанционно с ними общаться и передавать наши методики. Поэтому сейчас мы предлагаем за небольшие деньги стать соавторами нашей идеи.

Не боитесь создать себе конкурентов?

— Абсолютно нет. Образовательные услуги очень локализованы, а рынок абсолютно не насыщен, особенно в новостройках, где много детей и родители готовы вкладывать деньги в образование. В школе основное наше направление — это подготовка к школе, которая может начинаться и в 3, и в 5, и в 6 лет. Есть даже курсы на месяц и экспресс–подготовка. Кроме того, есть еще несколько ножек у нашего стола — это BENUA Dance, BENUA Art Lab и квесты "Бенуария". Сейчас мы предлагаем два вида франшиз: на "Школу Бенуа" и на детские квесты "Бенуария". При этом набор услуг в школе можно варьировать, и, если какое–то направление не пойдет, его можно заменить другим.

Во сколько обойдется франшиза?

— Первым трем франчайзи, которые были к нам максимально лояльны и решились первыми попробовать наш продукт, мы сделали скидку, и франшиза обошлась им в 600 тыс. рублей. Сейчас минимальный паушальный взнос по "Школе Бенуа" составляет 900 тыс. рублей, кроме того, мы продаем франшизу на квесты от 300 тыс. рублей за комнату, но это совсем нерентабельно, поэтому мы предлагаем франшизу от 450 тыс. рублей за две комнаты.
Особенность нашей франшизы в том, что, вложив деньги один раз, не надо больше ничего платить. Все франчайзи попадают в единую информационную систему, в которой все учатся друг у друга, ученики выставляют оценки преподавателям, мы можем видеть лучшие школы и лучших преподавателей. С января этого года мы продали уже пять франшиз, пока мы опробуем нашу систему на Петербурге. Система у нас самообучаемая, и все нюансы, которые выявляются при открытии новых школ, мы в нее закладываем, а значит, система постоянно совершенствуется.

Уже можно оценить, как работает франшиза на практике?

— В марте открылась школа в Приморском районе — в Лыжном переулке, и она вызвала небывалый ажиотаж. В апреле должна открыться школа на пр. маршала Блюхера в Калининском районе. Третья школа, скорее всего, будет на юге, в Московском районе, сейчас мы подбираем помещение. Конечно, не все удастся скопировать — у нас в нашей флагманской школе, которая стала нашей творческой лабораторией, создано около 50 авторских методик с нашими героями–бенуариками, с дополненной реальностью, с использованием ТРИЗ. Франчайзи, по нашим расчетам, могут взять три–четыре методики в зависимости от размеров помещения. Кроме того, мы уже продали несколько франшиз на квесты.

Запросов на франшизы много?

— Запросов достаточно, но мы пока ориентируемся на Петербург. Но уже активно поступают заявки из Москвы, и, возможно, мы подпишем с москвичами договор уже в апреле. Скорее всего, это будет сад полного дня — москвичи ориентируются именно на этот формат. Петербург и Москву мы готовы охватить сейчас, а регионы, наверное, попозже. Но если нам встретится опытный и лояльный партнер, то мы можем попробовать и быстрее, но вообще мы планируем выход в регионы на сентябрь.

Растет ли спрос на образовательные услуги?

— Конечно, ведь даже в самую простую школу сегодня нельзя прийти неподготовленным. У школьника должны быть азы коммуникации, счета, рисования. На этом рынке можно выбрать индивидуального репетитора, а можно обратиться к брендовым операторам. Но оказывается, что хорошо зарекомендовавших брендов на этом рынке не так много и мы со своим качественным продуктом можем занять целую нишу, тем более что в детских садах, на мой взгляд, сейчас идет "выращивание" детей, а воспитанием никто не занимается, особенно современным воспитанием. Ведь завтра половины тех профессий, которые есть сейчас, уже не будет, а значит, бесполезно учить знаниям — надо учить коммуникациям, умению адаптироваться, меняться, не бояться нового. Желание узнавать новое не должно вызывать страха. Поэтому все предметы, которые мы изучаем, преподаются с таким посылом. Это многоэтажная система, заложенная Генрихом Альтшуллером в технологии ТРИЗ — теории решения изобретательских задач. Но мы не учим детей ТРИЗ, мы учим ему преподавателей, чтобы они могли общаться с детьми. В детях ТРИЗ и так заложен, главное — его не загасить. Еще у нас много работы с гаджетами — мы считаем, что ребенку надо дать понять, что это лишь инструмент для выполнения каких–то задач, как ручка или автомобиль, а не какая–то самоценная вещь. Неважно, на какой машине ты едешь в школу, — главное, что ты едешь в школу. Неважно, какая у тебя ручка, — главное, что ты пишешь ею. Неважно, какой у тебя гаджет, — важно, что ты с его помощью делаешь. Плохо, когда гаджеты захватывают часть твоей жизни, но ведь можно с их помощью улучшить свою жизнь, если использовать их как инструмент. У нас гаджеты используются для программирования "Лего", для изучения каких–то технологий, для работы с дополненной реальностью, и вне учебного процесса у детей нет желания их схватить.

Вы не планируете пойти дальше и создать школу, например начальную, где ваши идеи, реализованные при подготовке, получат продолжение?

— Это слишком большая ответственность, ведь ребенка нужно довести хотя бы до конца 4–го класса. Надо сначала научиться подготавливать его к школе, увидеть, что наши ученики конкурентоспособны в школьном процессе, и только потом мы сможем переходить к следующему этапу.

Но все–таки для франчайзи открытие школы — это не только желание научить чему–то детей, но и бизнес. Сколько нужно средств, чтобы открыть школу, и как быстро она окупится?

— На открытие нужно около 5 млн, чтобы создать комфортные условия. Можно, конечно, обойтись и меньшими затратами, если, например, помещение имеет чистовую отделку. Ведь самая большая часть средств уходит даже не на паушальный взнос, а на ремонт.
По нашим расчетам, через 3–4 месяца работы школа выходит на самоокупаемость, а через год–полтора инвестиции должны окупиться.
Открытие школы выгодно и для девелоперов, потому что это показатель социальной ответственности, авторитета и плюс еще доходный бизнес. Наличие такой школы в жилом комплексе повысит его статус, повысит стоимость квадратного метра в проекте. Варианты могут быть разные и для коммерческой недвижимости. Например, в бизнес–центре можно создать детский сад для детей тех, кто там работает, а в торговом комплексе — какую–то творческую лабораторию на основе BENUA Art Lab. Тогда это будут не образовательные, а скорее занимательные услуги, но все равно они будут приносить прибыль владельцу.

Есть ли план по развитию сети школ?

— До конца года мы планируем подписать договоры на открытие 24 школ и 36 квест–комнат. Но не факт, что мы успеем все открыть: на открытие школы уходит, как правило, около 2 месяцев. А за 3 года мы планируем преодолеть порог в 500 школ.
Это вполне реально, ведь сейчас у нас более 100 заявок, и помимо российских регионов мы работаем с Латвией, США, так что рассчитываем достаточно быстро выйти и на международный уровень.

Биография

Андрей Лушников

> В 1991 г. окончил Ленинградский кораблестроительный институт.
> В декабре 1997 г. основал ЗАО "Бест" — компанию по управлению недвижимостью.
> В январе 2004 г. основал компанию "МТЛ. Эксплуатация недвижимости".
> В 2016 г. завершил строительство апарт–отеля "Авеню", в 2017 г. — создание креативного пространства "Бенуа 1890", включающего "Школу Бенуа".


Справка

"Школа Бенуа"

> Центр дополнительного образования для детей от 2 до 12 лет.
> Здание школы — бывшая дача архитектора Ю. Ю. Бенуа, является объектом культурного наследия регионального значения. Полностью восстановлено в 2017 году.
> Инвестор проекта — ГК "БестЪ" вложила в создание "Школы Бенуа" более 200 млн рублей.
> В школе открыт самый масштабный в Петербурге квест–рум с дополненной реальностью.