Пассажиры выбираются из–под земли. Затраты на петербургский метрополитен растут, а эффективность падает

Владимир Гарюгин, начальник Петербургского метрополитена, повышает безопасность подземки, не щадя пассажиропотока и городского бюджета.
Автор фото: Петр Ковалёв
Владимир Гарюгин, начальник Петербургского метрополитена, повышает безопасность подземки, не щадя пассажиропотока и городского бюджета.
Автор фото: Петр Ковалёв

По итогам 2017 года Петербургский метрополитен недосчитался 14 млн пассажиров. Причина такой динамики, по мнению экспертов, — не только новые меры безопасности, но и бурное развитие таксомоторных перевозок.

Рекордное за последние 3 года падение пассажиропотока пережило ГУП "Петербургский метрополитен". Подземка перевезла за 2017 год 726,5 млн пассажиров, что на 13,9 млн меньше, чем годом ранее. Средний доход с одного пассажира составил 28,7 рубля, то есть подземка недополучила 399 млн рублей дохода.
"Причин может быть много, из области на работу меньше стали в город приезжать, удобнее стал наземный транспорт, боязнь метро после теракта", — перечисляет версии представитель ГУП Юлия Шавель.
"Одной из важных причин, вполне вероятно, стал теракт, который сильно испугал людей год назад", — полагает Михаил Богданов, первый заместитель генерального директора ОАО "Третий парк". Но не менее серьезное влияние на пассажиропоток подземки, по его мнению, оказало бурное развитие рынка такси.

Теория большого испуга

Подземка ежедневно перевозит чуть меньше 2 млн пассажиров. Ровно год назад в день трагедии метро пришлось остановить работу, что случается крайне редко. Пассажиров бесплатно перевозили наземным транспортом. Потом многие люди старались избегать поездок в метро, пока не обрели душевное равновесие.
Теракт, унесший жизни 16 человек, конечно, оказал негативное влияние на потребительское поведение, но, похоже, и последовавшее вслед за этим усиление мер безопасности не добавило метро популярности.
Руководство подземки предприняло отпугивающие пассажиров меры. Например, в отдельные периоды досмотр пассажиров на некоторых станциях усиливался так, что это резко замедляло проход в подземку. Зачастую граждане, не дождавшись своей очереди, выбирали альтернативный вид транспорта. Кроме того, станции почти каждый день закрывают из–за обнаружения бесхозных предметов.
Все это вызвало негодование главы комитета по транспорту Петербурга Александра Головина, который на прошедшей в начале марта коллегии по транспорту призвал руководство ГУП "Петербургский метрополитен" снизить число и длительность закрытий станций. Чиновник отметил, что пассажиропоток метро снижается уже несколько лет и, возможно, это во многом связано с тем, что подземка работает с перебоями из–за регулярных проверок по фактам обнаружения бесхозных предметов.
В число причин падения пассажиропотока можно еще добавить закрытие на реконструкцию станции "Лесная", которая не обслуживала пассажиров с января по декабрь 2017–го.

Теряют все

Самое интересное: гипотеза о том, что многие петербуржцы пересели из вагонов метро на наземный общественный транспорт, не подтверждается ни участниками рынка, ни статистикой. Она свидетельствует, что пассажиропоток сокращается не только в метро, но и на других видах наземного пассажирского транспорта: теряют клиентов и троллейбусы, и трамваи. Только у автобусов все хорошо, но рост пассажиропотока у автобусных перевозчиков небольшой, и он не переломил негативного тренда. В целом общественный транспорт Петербурга потерял за прошлый год около 30 млн пассажиров, или 1 млрд рублей.
"Мы наблюдаем рост пассажиропотока, когда станции метро закрываются в связи с проведением спортивных мероприятий, но я не могу сказать по нашей компании, что приток пассажиров носит системный масштабный характер", — говорит генеральный директор АТП "Барс–2" Андрей Заботин.
"Я убежден, что все большую конкуренцию общественному транспорту составляет такси. Таксомоторных компаний становится больше, парк машин увеличивается, цены снижаются, а проезд в общественном транспорте только дорожает. И сегодня люди все больше и все чаще выбирают такси, а не общественный транспорт, особенно когда надо делать несколько пересадок", — резюмирует Михаил Богданов.
Рынок таксомоторных перевозок в Петербурге, по оценке экспертов, растет примерно на 10% ежегодно и превысил 36 млрд рублей в 2017 году.