Почему не получится связать Петербург с Калининградом паромным сообщением

Смольный хочет связать Петербург паромным сообщением с Хельсинки, Стокгольмом, Таллином и Калининградом. Но у этой идеи нет ни финансовой, ни инфраструктурной основы.

Возможность создания оператора для перевозок по Балтике в конце января 2017–го обсуждали представители Смольного, Калининградской области и "Морского фасада".
Первый этап проекта предполагает приобретение одного паромного пассажирского судна ледового класса (а в долгосрочной перспективе — до пяти) для круглогодичной навигации и запуск регулярных линий до европейских портов. Судно должно быть не старше 5 лет, потенциальный продавец — иностранная судоходная компания.
АО "Пассажирский порт Санкт–Петербург "Морской фасад", которое на 100% принадлежит городу, выразило готовность вложить в покупку судна всего 600 млн рублей — это меньше 1% средней стоимости подержанного пассажирского парома — 160 млн евро (или 11 млрд евро).
Если учредителями нового паромного оператора выступят власти Калининградской области и напрямую администрация Петербурга, тогда, вероятно, появится теоретическая возможность дофинансирования проекта за счет этого совместного предприятия, но есть сомнения, что в текущих экономических условиях на покупку судна из бюджета двух регионов будут выделены миллиарды рублей.

Инфраструктура

При этом для калининградской стороны в рамках проекта существует еще одна сложность — отсутствие современной инфраструктуры для приема пассажирских паромных судов. Новый международный терминал в морском порту Пионерский планируется достроить лишь к 2020 году. Проект стоимостью свыше 7 млрд рублей предполагает возможность приема около 225 тыс. круизных и 80 тыс. паромных пассажиров в год. Порт изначально строится как грузопассажирский: проектная мощность терминала предусматривает обработку 80 тыс. единиц накатных грузов при 312 судозаходах паромов в год.

Спорный статус

Между тем статус "Морского фасада" остается предметом спора между Смольным и единственным паромным оператором города Moby SPL (петербургская паромная компания St. Peter Line в ноябре 2016 года вошла в состав итальянской судоходной компании Moby Lines). В судоходной компании отмечают, что 2 года назад правительство РФ подписало распоряжение об изменении статуса пункта пропуска в порту "Морской фасад" и об изменении статуса порта: он стал грузопассажирским. При этом до конца этот процесс так и не завершен. Нет разрешения государственных контрольных органов на обработку накатной техники в порту "Морской фасад", говорят в компании, называя ситуацию критической, так как из–за этого оператор не может пользоваться причалами. А без возможности перевозки грузов паромная линия не может быть рентабельной. Власти Петербурга в лице председателя городского комитета по развитию туризма Андрея Мушкарева утверждают, что "Морской фасад" готов принять паром Moby SPL и причальных стенок для этого достаточно. Первый круиз оператора по Балтике в сезоне 2018 года намечен на 25 марта, к этому сроку должна разрешиться ситуация и с базированием парома.
От оператора устаревшего пассажирского терминала "Морской вокзал", где в прошлые годы швартовались паромы Moby SPL, подтверждение на швартовку в навигацию текущего года не получено. В перспективе имущественный комплекс и земельный участок, находящийся в аренде АО "Морской вокзал", также планируется передать "Морскому фасаду" для создания единого регионального центра судоходства.

Неудачная попытка

В середине нулевых регулярное паромное сообщение из Петербурга в порты Балтики пытались наладить эстонская Tallink и ныне принадлежащая ей финская Silja line, но из–за низкой загрузки и малой рентабельности маршруты были закрыты. На данный момент у Tallink нет планов ни по возобновлению работы линий из Петербурга, ни по участию в создании нового оператора, говорит директор по маркетингу ООО "Таллинк–Ру" Мария Моносова.
В общей сложности в 2017 году паромами Tallink и Silja Line воспользовались рекордные 9,75 млн пассажиров, что на 3,2% превышает показатель 2016 года. Только за декабрь суда группы перевезли 815 тыс. человек, что значительно превышает годовые показатели паромных пассажирских перевозок в Петербурге. Количество российских пассажиров выросло почти наполовину, а самый высокий рост на маршруте Хельсинки — Стокгольм.

Круизный рост

Неудачи с развитием паромного сообщения в Петербурге частично компенсирует рост потока круизных пассажиров: показатели по приему таких туристов в порту "Морской фасад" сопоставимы с показателями крупных пассажирских портов Балтики (см. "Пассажиропоток крупнейших портов").
Порт Стокгольма по итогам 2017 года принял 263 судна, а число круизных пассажиров достигло 600 тыс. человек (рост на 22% к 2016 году).
Такого же уровня в 2018 году планирует достичь "Морской фасад". В навигацию 2017 года петербургский порт принял 247 круизных лайнеров, а пассажиропоток составил около 563 тыс. человек, что на 23,5% больше, чем в 2016 году.
Число круизных туристов в порту Таллина выросло на 19,2%, до 564 тыс. человек. Всего в эстонский порт зашли 311 круизных лайнеров.
Самый низкий показатель по количеству круизных туристов зафиксирован в порту Хельсинки: в навигацию прошлого года он принял 266 круизных судов с 478 тыс. пассажиров на борту (рост на 16,8% по сравнению с 2016 годом).
Мировой круизный туризм растет на 3–4% в год, но на Балтике российского круизного оператора с регулярными маршрутами нет. Появление отечественной компании может стать важным шагом в развитии не только круизного туризма Петербург — Калининград, но и в принципе морского круизного туризма с российскими корнями. Но для успешной реализации этой инициативы должны сойтись несколько важных факторов: системная и многолетняя государственная поддержка якорного инвестора, включение в перечень захода зарубежных портов, грузопассажирский характер перевозок.
Екатерина Шадская
директор Северо–Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии
Петербург находится в такой географической локации, что круизная навигация возможна только в летний период. Выходом из ситуации, как показывает практика соседних стран, является круизное паромное сообщение в Финском заливе, так как суда, работающие в Балтийском регионе, имеют необходимый ледокольный класс. Необходимо дальнейшее развитие инфраструктуры, ведь паромы курсируют с высокой частотой, и в летнюю навигацию может наступить дефицит причалов для круизных судов.
Сергей Котенев
генеральный директор Moby SPL