Конкурсные отходы: в Смольном выбрали оператора по утилизации мусора, удивив рынок

Автор фото: Ваганов Антон
Автор фото: Ваганов Антон

Пока выбранный Смольным единый региональный оператор по обращению с отходами — ГУП "МПБО-2" — думает, как потратить 80 млрд рублей, и готовится подать заявку на установление тарифов, участники рынка заявляют, что конкурс проведен некорректно и с обязанностями победитель не справится.

Единый оператор в Петербурге был выбран 30 января. Напомним, согласно требованиям федерального законодательства, с 2019 года деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) должна быть передана выбранным на конкурсной основе единым региональным операторам (ЕРО). В объявленном Смольным конкурсе по двум лотам (город был разделен на северную и южную части — по девять районов в каждом лоте) победило принадлежащее городу ГУП "МПБО-2".
До 1 июля ГУП, получившее 10-летний контракт размером 80 млрд рублей, должно определиться с планом и программой действий на 2018-2019 годы и подать в комитет по тарифам Смольного заявку на установление тарифов на транспортировку, переработку отходов и прочие нужды. Однако участники рынка считают, что конкурс проведен некорректно и победитель не справится с обязанностями.
Помимо этого предприятия на первый лот (стартовая стоимость контракта — 40 млрд рублей на 10 лет) заявлялись ООО "Производственно-коммерческая фирма "Петро-Васт" (в равных долях принадлежит Дмитрию Владову, Александру Желибе и Вячеславу Никитичу) и АО "Автопарк №6 "Спецтранс" (крупнейшие акционеры — Алексей Коновалов с 18,74%, Алексей Чесноков с 18,52%, а также Антон Журкович с 8,1% и его отец Виталий Журкович, которому принадлежит 33,33% Механического завода "Спецтранс").
По словам заместителя председателя комитета по благоустройству Кирилла Пащенко, они предоставили конкурсной комиссии неполный комплект документов и к торгам не были допущены.
На торги по второму лоту были приняты все заявки: от ООО "Ресурсосбережение" (считается, что компанию контролирует сын бывшего управделами президента РФ Игорь Кожин), ООО "Новый-Свет-ЭКО", АО "Автопарк №1 "Спецтранс" (обе компании контролирует семья Анатолия Язева) и ГУП "МПБО-2". "Был еще пятый конверт с заявкой, но там оказалась только пачка писчей бумаги формата А4", — сообщил Кирилл Пащенко.
Он объяснил, что все претенденты на второй лот предложили сопоставимые по качеству заявки, но первым по времени направил свои документы МПБО-2, поэтому по закону ему отдано предпочтение.
Цена не была решающим критерием для Смольного, поэтому его не заинтересовало конкурсное предложение компании "Новый-Свет-ЭКО", готовой выполнить условия контракта всего за 16,5 млрд рублей — против 39,8 млрд рублей, предложенных государственным МПБО-2.
"Победа МПБО-2 не означает, что остальные уйдут с рынка. Нет, они будут встраиваться в систему", — говорит заместитель председателя комиссии Государственной думы по экологии и окружающей среде Сергей Боярский.
МПБО-2 способен перерабатывать лишь 400 тыс. тонн твердых коммунальных отходов, в то время как в Петербурге ежегодно образуется 1,7 млн тонн. Поэтому без участия остальных игроков новому оператору не обойтись.
До 1 июля МПБО-2 должен направить в петербургский комитет по тарифам заявку на формирование тарифов на операции, связанные с обращением ТКО: сбор, транспортировку, переработку и т. д. Эти тарифы будут касаться пока только участников рынка, но на их основе разработают тарифы для населения на 2019 год, пояснили в комитете по благоустройству. Для формирования предложений по тарифам ЕРО должен определиться с программой первоочередных действий: по установке контейнеров для раздельного сбора ТКО, разработке маршрутов перевозки мусора и т. д. До конца 2018 года ЕРО должен заключить договоры с участниками рынка: перевозчиками, управляющими организациями, производителями отходов (медицинских, строительных).
Кроме того, до конца февраля Министерство строительства и ЖКХ РФ вместе с Роспотребнадзором подготовят изменения в нормативы по образованию и вывозу ТКО. "Сейчас действуют нормативы исходя из того, что отходы не разделяются на отдельные фракции. При плюсовой температуре воздуха на улице отходы с контейнерных площадок нужно вывозить ежедневно, при минусовой — раз в 1-3 суток. При раздельном сборе мусора эти нормативы не подходят", — пояснил Кирилл Пащенко. Контейнеры с органическими отходами будут вывозить по старым нормативам, а с неорганическими — по мере наполнения. Контейнеры для раздельного сбора мусора, а также для опасных отходов в 2019 году должны быть установлены на всех 5,3 тыс. контейнерных площадок Петербурга.

"Вы меня огорошили"

Участники рынка обращения с ТКО удивлены тем, как Смольный управился с отходами. "Вы меня огорошили, — отреагировал на новость о победе МПБО-2 руководитель мусороперерабатывающей компании. — Ведь только в понедельник, 29 января, Смольный объявил, что конкурс по первому лоту не состоялся, потому что подана только одна заявка. Когда ж они успели подвести итоги?"
"Процесс еще не закончен, итоги конкурса не подведены", — считает Анатолий Язев. Он отказался комментировать итоги конкурса и победу МПБО-2, сославшись на то, что не знает деталей ситуации: "Я сейчас в отпуске и катаюсь на лыжах".
"Мы не стали участвовать в конкурсе, хотя обладаем должными активами, квалификацией, кадрами, при этом даже не повышая тарифы для населения", — говорит владелец холдинга "Созвездие Водолея" Владимир Хильченко. Но не объяснил почему. Это сделали на условиях анонимности другие игроки. "Все было решено заранее — так, чтобы не допустить частный бизнес и не выпустить деньги из рук государства. Наверняка это решение будет обжаловано. У "Спецтранса-1" и "Спецтранса-6" по 30-40% рынка, поэтому выиграть должны были они. А с такими условиями конкурса дискредитируется сама идея ЕРО. Ведь получается государственная монополия", — возмущен собеседник "ДП".
"Я не понимаю, как МПБО-2 будет справляться с этой работой. Это же мелкое предприятие. Учитывая, что в Петербурге около 1,8 млн компаний и организаций, которые производят и собирают отходы, новому оператору придется нанимать 1,5-2 тыс. сотрудников только для того, чтобы оформлять договоры. Это просто завал!" — удивлен другой источник.
"Вот увидите: тарифы на сбор и вывоз мусора для населения вырастут", — прогнозирует третий собеседник.
"Интересно получить ответ на вопрос: почему Смольный так расточительно расходует бюджетные деньги. Почему выбор пал на государственную структуру, в то время как другие претенденты предлагали выполнить работы в 2,5 раза дешевле? Только вряд ли мы получим ответы на эти вопросы. Теперь система обращения с отходами будет еще более непрозрачной, чем раньше", — сокрушается собеседник "ДП".