Почему богатые россияне боятся возвращать капиталы на родину

Автор фото: Юрий Самолыго/ТАСС

 

На этой неделе стало известно предложение "некоторых представителей крупного бизнеса" насчет создания российскими властями "инструмента для инвестиции репатриируемых капиталов". То есть, в переводе на русский язык, несколько уважаемых людей готовы перевести обратно в Россию некоторую сумму личных денег. Миллиарда три долларов, как сообщили "Ведомостям" неназванные чиновники финансово–экономического блока. Сумма не так уж велика: по оценкам Reuters, за бугром находится не менее $200 млрд средств российской верхушки. И это только те деньги, которые совсем уж на виду. Но даже $3 млрд никто не хочет возвращать просто так. Проценты по валютным депозитам в российских банках маленькие, так пусть правительство найдет способ возместить уважаемым людям их возможные потери, говорят олигархи.
Почему деньги вдруг начали возвращаться? Не то чтобы капитаны большого бизнеса решили поддержать отечественную экономику личным вкладом — тогда им не были бы нужны никакие инструменты для инвестиций.
Просто через 2 месяца в США появятся обновленные санкционные списки, и дальновидные люди предпринимают необходимые шаги. Предложение к властям заплатить повышенный процент по капиталам, которые могут вынужденно вернуться в Россию, — один из таких шагов.
К чести Министерства финансов, следует сказать, что идея не вызвала восторга у чиновников. Там ответили, что перекладывать риски большого бизнеса на всех налогоплательщиков "нецелесообразно".
Но само предложение, конечно же, очень характерное. Кто, как не российские налогоплательщики, должны компенсировать риски близких к власти миллиардеров, озабоченных возможным арестом своих капиталов, выведенных за рубеж? Бедняки, создающие мотивацию для богачей к ведению бизнеса в своей стране, — в этом только на первый взгляд есть что–то странное.
Действительно, Россия — страна не просто большого, а очень большого бизнеса. При этом самыми высокими темпами этот бизнес рос в последние 15 лет: число официальных долларовых миллиардеров за эти годы увеличилось без малого в 20 раз. А сколько еще неофициальных! Если даже у полковника из антикоррупционного подразделения государство конфискует средства, сумма которых позволяет входить во вторую сотню российских богачей, то какими активами могут распоряжаться генералы?
Хозяева страны действительно владеют колоссальными состояниями — так почему же они не верят в построенное ими самими государство? Ну кого (или чего) так боятся представители российской верхушки, что при первой же возможности эвакуируют за пределы российских границ свои деньги? И даже страх изъятия этих капиталов чужими властями — еще не аргумент довериться властям своим.
Знаете, что объединяет всех российских олигархов — вне зависимости от публичных политических пристрастий, отраслей деятельности и даже мест, где они предпочитают держать свои деньги? Это советское прошлое. Все они ходили в советскую школу, учились по советским учебникам, состояли в ВЛКСМ, сдавали экзамены по марксизму–ленинизму, по воскресеньям смотрели "Международную панораму", присягали на верность Советскому Союзу, проклинали мировую капиталистическую систему и агрессивный блок НАТО. Точно так же, как это делали миллионы их сверстников. Но потом что–то произошло. И в итоге несколько тысяч вчерашних советских людей оказались суперуспешными предпринимателями (не будем обсуждать, откуда у них взялись эти таланты, а примем их как данность). Зато все остальные, кто таких же талантов не проявил… правильно, выплачивают микрокредиты, боятся старости, нищеты и увольнения, голосуют за начальника, слушают по телевизору рассказы про Советский Союз и проклинают мировой капитализм вместе с блоком НАТО. Что они думают по поводу своих успешных соотечественников? Кто знает наверняка?
Что, если бизнес, выпрашивая привилегии у начальства, просто обращается не по адресу? Чиновники считают выплаты повышенных процентов богачам нецелесообразными — но что по этому поводу скажут люди? Если начальник неспособен принимать решения, почему бы богачам не обратиться к народу? Говорят, бизнес — это не только мастерство выкручивать руки оппонентам, но еще и искусство торговаться и договариваться, предлагать мотивации и сделки? Что мы все должны сделать, чтобы у бедных появилась мотивация к сотрудничеству с богатыми?
Богатые должны об этом подумать.