Маркировка препаратов — идея хорошая, но требующая времени

В 2016 году в России стартовал пилотный проект по маркировке лекарственных препаратов. Он завершится в декабре 2017 года, в его рамках уже промаркировано около 1 млн упаковок лекарств из 6 млрд, ежегодно обращающихся на отечественном рынке.

Алексей Ермаков, директор по качеству фармацевтической компании «Натива»:
До окончания срока действия пилотного проекта по обязательной маркировке лекарственных препаратов осталось немногим более месяца. За 2 года и производителями, и регулирующими органами проделана огромная работа, но система еще далека от совершенства. Среди участников рынка немногие верят, что все заработает к установленному сроку.
Действительно, спешка нелогична: прежде чем вводить тотальное изменение правил игры, хорошо бы сначала посмотреть, к чему это может привести. Но результат эксперимента пока непонятен. По замыслу инициаторов проекта маркировки лекарственных препаратов, на выходе из «пилота» фармацевтический рынок должен получить работающую систему, которая позволит производителям регистрировать свои лекарства в общей базе данных, а контролерам — получать из нее необходимые данные, причем обмен информацией должен происходить в режиме нон-стоп. Но пока же система в полном объеме не работает.
Одна из проблем — техническая. ФНС никак не может наладить интерфейс, позволяющий предприятиям автоматически передавать данные в центральную базу данных. Обещали, что он заработает сначала в сентябре, потом в октябре, но этого так и не случилось. И есть опасения: если он вдруг будет готов в конце ноября, то в случае недоработок и сбоев при вводе или при передаче данных их не успеют устранить в срок.
Другая до сих пор не решенная проблема — корректная регистрация полного адреса предприятия в Федеральной информационной адресной системе (ФИАС). А зачастую встречается, что точного адреса просто нет: отсутствует улица и номер дома. Присвоить их могут только местные власти, но они зачастую не торопятся это делать. К тому же смена адреса влечет за собой внесение изменений в лицензионных и регистрационных документах: при существующей сегодня процедуре на это может уйти до года. И все это время предприятие не сможет функционировать.
Все эти трудности решаемы, но нужно время. Необходимо доработать интерфейс, закупить и установить оборудование, должным образом пройти регистрацию в ФИАС. Мы уже неоднократно были свидетелями таких быстрых регистрационно-учетных инициатив. Например, на алкогольном рынке или в меховой отрасли. Безусловно, они не лучшим образом отразились не только на производителях, но и на потребителях.
В целом обязательная идентификация лекарств — хорошая идея, которая призвана сделать поставки лекарственных препаратов более прозрачными, очистить рынок от оставшегося контрафакта и сделать его более структурированным и открытым.
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе "Блоги "ДП"